Что является транспортным средством

Что является транспортным средством

Все статьи Понятие "транспортное средство" в транспортном праве (Бажина М.А.)

В юридической литературе принято считать, что транспортные договоры отличаются от иных гражданско-правовых договоров по следующим признакам:
1) возникают при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров, багажа;
2) осуществляются с помощью транспортных средств;
3) реализуются лицом, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли <1>.
———————————
<1> Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17.

Одним из ключевых моментов для выделения транспортного договора является второй критерий, а именно: обязательство должно исполняться с помощью транспортного средства. Это означает, что не любое перемещение объектов материального мира субъектом предпринимательской деятельности составляет ядро транспортных правоотношений. Например, перемещение груза с этажа на этаж в лифте либо по лестнице не будет относиться к предмету транспортных правоотношений, так как отсутствует факт использования транспортного средства.
Исходя из приведенного выше примера очевидно, что для квалификации правоотношений как транспортных представляется целесообразным выявить значение понятия "транспортное средство".
В действующем законодательстве нет единого определения понятия "транспортное средство". Обратимся к нормативным правовым актам, в которых дано определение данного термина.
В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство — это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 1 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" <3>. При этом в п. 1.2 Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие:
———————————
<2> Рос. газ. 2002. N 80.
<3> Рос. газ. 1993. N 227 (далее — Правила дорожного движения).

а) велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
б) маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;
в) механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем, а именно:
— мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (к мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики);
— мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч (к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт);
— любые тракторы и самоходные машины;
г) прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски).
В п. 11 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <4> под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В данном нормативном правовом акте также содержится перечень видов транспортных средств, который отличается от перечня Правил дорожного движения, а именно:
———————————
<4> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837 (далее — ФЗ "О транспортной безопасности").

а) воздушные суда коммерческой гражданской авиации, т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВК РФ <5>);
———————————
<5> Рос. газ. 1997. N 59 — 60.

б) железнодорожный подвижной состав, т.е. локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <6>);
———————————
<6> Рос. газ. 2003. N 8.

в) транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (п. 2 ст. 1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <7>);
———————————
<7> Рос. газ. 2007. N 258.

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения (п. 1 ст. 7 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания" <8>), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ;
———————————
<8> Рос. газ. 1999. N 85 — 86 (далее — КТМ РФ).

д) суда, используемые на внутренних водных путях, т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения, предназначенные для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 ФЗ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" <9>), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
———————————
<9> Рос. газ. 2001. N 50 — 51 (далее — Кодекс внутреннего водного транспорта РФ).

е) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
При сравнении определений понятия "транспортное средство", содержащихся в действующем законодательстве, можно сделать вывод о том, что на легальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина "транспортное средство". Содержание этого понятия может различаться в зависимости от области и цели его применения. Так, в УК РФ рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Следовательно, использовать такое определение в иных правоотношениях представляется крайне сложным.
В Правилах дорожного движения дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в Правилах дорожного движения, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия "транспортное средство" необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения.
Однако столь широкое понимание термина "транспортное средство" не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д.
Для целей транспортного права представляется целесообразным использовать понятие "транспортное средство", содержащееся в ФЗ "О транспортной безопасности".

Перечень видов транспортных средств, предусмотренный в п. 11 ст. 1 данного Закона, в большей степени согласуется с теми видами транспорта, которые называются в транспортных уставах и кодексах (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный).
Для того чтобы избежать дальнейших споров в отношении определения понятия "транспортное средство", целесообразно сформулировать такое понятие применительно к основным сферам, где оно употребляется <10>. Например, в главе 40 ГК РФ закрепить понятие "транспортное средство" и перечень транспортных средств применительно к транспортному праву.
———————————
<10> Так, например, в ГК РФ понятие "транспортное средство" используется неоднократно. Оно упоминается в п. 2 ст. 257 (при перечислении имущества, находящегося в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства), в ст. 607 (при указании видов имущества, входящих в объект аренды), ст. ст. 632 — 649 (договор аренды транспортных средств), ст. ст. 787 (договор фрахтования), 791 (подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), 794 (ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), 795 (ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира), 798 (договоры об организации перевозок), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), 1081 (право регресса к лицу, причинившему вред), 1085, 1092 ГК РФ (положения о возмещении причиненного вреда). Несмотря на то что понятие "транспортное средство" используется применительно к различным правоотношениям (корпоративным, арендным, транспортным, деликтным), в ГК РФ значение этого термина вообще не раскрыто. В связи с этим возникает большое количество споров, что должно пониматься под транспортным средством применительно к тем или иным правоотношениям.

Иные виды средств передвижения, указанные в том числе и в Правилах дорожного движения, для целей транспортного права следует относить к более общей категории "транспорт". Тем самым следует разграничивать понятия "транспорт" и "транспортное средство".
В действующем законодательстве, несмотря на то что понятие "транспорт" употребляется достаточно часто, его значение не раскрывается. При анализе норм транспортного законодательства очевидно, что этот термин используется в общем смысле. Например, в таких словосочетаниях, как "вид транспорта" (ст. 510 ГК РФ), "транспорт общего пользования", "транспорт необщего пользования", "железнодорожный транспорт" (ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" <11>), "в области транспорта" (глава 11 КоАП РФ), слово "транспорт" использовано в широком (общем) значении <12>.
———————————
<11> Рос. газ. 2003. N 8 (далее — УЖТ РФ).
<12> Можно сравнить с областью использования понятия "транспортное средство". Оно применяется в таких словосочетаниях, как "предоставление транспортного средства", "неисправности транспортного средства", "посадка в транспортное средство", имеющих более "узкое, специальное значение".

В электронном словаре чрезвычайных ситуаций под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое <13>.
———————————
<13> URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986.

Перечень разновидностей транспорта является достаточно широким. К нему относятся как традиционные виды транспорта, выделяемые в зависимости от типа транспортного средства (указанные выше), так и иные средства перемещения: гужевой транспорт <14>, вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных <15>) и даже лифтовой, эскалатор.
———————————
<14> Правила дорожного движения не называют гужевую повозку (сани) транспортом и тем более не относят к транспортным средствам. Однако в ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ используется понятие "гужевой транспорт". Такая терминологическая несогласованность приводит к смешению понятий.
<15> URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82#.D0.92.D1.8С.D1.8Е.D1.87.D0.BD.D1.8В.D0.B9.

Таким образом, представляется правильным считать понятие "транспорт" более широким или, иными словами, общим, а понятие "транспортное средство" — более конкретным, обозначающим предмет материального мира, средство передвижения. Понятие "транспорт" является собирательным, и в него включаются все виды транспортных средств.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ // СПС "КонсультантПлюс".
2. Уголовный кодекс РФ // СПС "КонсультантПлюс".
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ // СПС "КонсультантПлюс".
4. Воздушный кодекс РФ // Рос. газ. 1997. N 59 — 60.
5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // Рос. газ. 2007. N 258.
6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания РФ" // Рос. газ. 1999. N 85 — 86.
7. Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" // Рос. газ. 2001. N 50 — 51.
8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" // Рос. газ. 2003. N 8.
9. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Рос. газ. 2002. N 80.
10. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7.

Что является транспортным средством по закону

Ст. 837.
11. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // Рос. газ. 2003. N 8.
12. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" // Рос. газ. 1993. N 227.
13. Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17.
14. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Е.В. Паневина,

юрист юридической компании

«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

К какой категории транспортных средств относится специальная техника и механизмы, смонтированные на шасси грузового автомобиля, – к «грузовым автомобилям» или к «другим самоходным транспортным средствам»? От определения напрямую зависит применяемая ставка налога 

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Налоговый кодекс РФ и арбитражная практика не дают однозначной классификации
Глава 28 «Транспортный налог» НК РФ не содержит специальных положений, определяющих объект налогообложения, и критериев, по которым спецтехника, смонтированная на шасси грузовых автомобилей, могла бы быть отнесена к той либо иной категории транспортных средств для определения размера налоговой ставки. Как следствие, суды были вынуждены самостоя-тельно классифицировать спорные объекты, и длительное время единого решения спорного вопроса не существовало.

ДОВОДЫ СУДОВ

Критерии классификации
Некоторые суды предлагали руководствоваться критерием функционального назначения спорных транспортных средств. Со-гласно логике их рассуждений специальная автотехника по своему техническому назначению предназначена не для перевозки грузов, а для решения иных технических задач – выполнения производственных и строительных функций. С учетом основного назначения рассматриваемой техники к спорным объектам корректно было бы применять налоговые ставки, установленные для самоходных машин и механизмов .

При этом суды принимали во внимание положения Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ и Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу. Согласно этим документам при определении категории автотранспортного средства надлежит руководствоваться «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94 (далее – ОКОФ), который не включает, например, автокраны в число грузовых автомобилей, а отно-сит их к самоходным машинам и механизмам.
Основанием для другой позиции судов послужило то, что  специальное оборудование, которым оснащены спорные транспортные средства, установлено на базе грузовых автомобилей, подлежащих регистрации в органах ГИБДД, и в паспортах этих транспортных средств (далее – ПТС) указана категория «С» – «грузовые автомобили»  .

Сторонники данной точки зрения ссылались на международное Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) ис-пользованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний  .

В соответствии с классификацией транспортных средств, введенной данным Соглашением, в отличие от классификации транспортных средств по ОКОФ, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Таким образом, специальные автомобили разных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили».

ПОЗИЦИЯ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ

Президиум ВАС РФ разрешил спор принятием ряда постановлений
В целях обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права по рассматриваемому вопросу ВАС РФ предложил в качестве общего критерия, определяющего категорию транспортного средства в целях главы 28 НК РФ, использо-вать информацию об органе, осуществляющем государственную регистрацию транспортных средств.

Разрешение вопроса по существу
В постановлениях от 17.07.2007 № 2965/07 и № 2620/07; от 18.09.2007 № 5336/07 ВАС РФ указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то, независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, в качестве объекта налого-обложения оно не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п. 1 ст.

Виды и основные характеристики транспортных средств

361 НК РФ. Относя специальную автотехнику  к категории «грузовые автомобили», ВАС РФ ссылался также на положения международного Женевского соглашения 1958 г.

При рассмотрении дела ВАС РФ руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Давая оценку доводам сторон, суд указал, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в ОКОФ, соответствуют значениям, применяемым в отраслях про-мышленности, и не сопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенным в пункте 1 ста-тьи 361 НК РФ.

ВАС РФ разрешил ситуацию с наличием в различных федеральных судебных округах прямо противоположных решений по одному и тому же вопросу.

ВЗГЛЯД СПЕЦИАЛИСТА

Подход ВАС РФ не является безусловным, а доводы – неоспоримыми
1. Информация об органе, осуществляющем государственную регистрацию транспортного средства, не может выступать критерием, определяющим категорию транспортного средства в целях применения главы 28 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установ-ленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, призна-ваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Государственная регистрация транспортных средств, таким образом, означает заявление об эксплуатации транспортных средств по назначению, то есть передвижение по транспортным путям. Другими словами, регистрация транспортных средств в установленном порядке лишь позволяет любому субъекту налоговых правоотношений приобрести статус плательщика транс-портного налога в связи с появлением объекта налогообложения. Иных правовых последствий, в том числе связанных с опреде-лением категории транспортного средства в целях применения тех или иных налоговых ставок,  проанализированные нормы не предполагают.

Регистрация транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляется на основании Постановления № 938, в котором установлены правила определения подведомственности государственным органам транспортных средств при их регистрации, а также закреплены обязанности и права собственников транспортных средств.

Где регистрировать спецтранспорт
Из Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938: транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются подразделениями ГИБДД МВД России. Трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, – органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
Положения Постановления № 938 не могут
быть использованы в целях определения налоговой ставки транспортного налога

Положения Постановления № 938, принятого с целью совершенствования учета средств спецтранспорта, не могут быть ис-пользованы для определения налоговой ставки транспортного налога, так  как направлены исключительно на решение задач, связанных с полнотой учета транспортных средств.

Сравнительный анализ положений пункта 1 статьи 361 НК РФ и пункта 2 Постановления № 938  позволяет сделать вывод, что, имея целью решение разных задач, рассматриваемые положения указывают в качестве существенных и различные технические характеристики транспортных средств.

Так, определяющим критерием при выборе государственного органа, в котором должно быть зарегистрировано транспорт-ное средство, является его конструктивная скорость – более или менее 50 км/час (п. 2 Постановления).

Ставки транспортного налога устанавливаются в пункте 1 статьи 361 НК РФ также с учетом дифференцированного подхода к характеристикам транспортного средства. Однако ни одно из положений главы 28 «Транспортный налог» НК РФ не содержит указания на применение при исчислении налога такой технической характеристики транспортного средства, как «конструктивная скорость». 

Налоговые ставки на спецтранспорт
Пункт 1 статьи 361 НК РФ: налоговые ставки устанавливаются в зависимости от  мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один кило-грамм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
 

В свете сказанного обоснованность вывода суда о том, что транспортное средство, зарегистрированное в органах ГИБДД в качестве объекта налогообложения, не является «другим самоходным транспортным средством», названным в пункте 1 статьи 361 НК РФ, не представляется  очевидной.

2. Возможность альтернативного применения двух нормативных актов ставит под сомнение вывод суда.

Нормы российского налогового законодательства не раскрывают понятий «грузовые автомобили» и «другие самоходные машины и механизмы», в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ при определении категории объекта – транспортного средства необходимо руководствоваться положениями других нормативных актов.

Необходимо обратиться к законодательству, регламентирующему классификацию транспортных средств при их государст-венной регистрации, – Постановлению № 938, которым руководствовался и ВАС РФ. Положения Постановления позволяют классифицировать транспортные средства со спецтехникой по категориям «грузовые автомобили» и «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». При этом определяющим критерием отнесения транспортного средства к одной из этих категорий будет  исключительно конструктивная скорость транспортного средства.

Напротив, в системе классификации основных средств по ОКОФ первоочередное значение придается экономическому ас-пекту, что  позволяет более корректно отнести транспортное средство к той или иной  категории (легковые, грузовые и так да-лее), в том числе в целях главы 28 НК РФ.

Представляется, что и с этой точки зрения рассматриваемый вывод суда является спорным, поскольку при возможном альтернативном применении двух нормативных актов преимущественное значение для установления размера налоговой ставки должен иметь акт, в наибольшей степени соотносящийся с основными принципами налогообложения – принципом экономиче-ского основания и принципом справедливости налогообложения.

3. ВАС РФ не учел подхода Конституционного Суда РФ.
В Определении от 14.12.2004 № 451-О Конституционный Суд РФ указал, что налоговая база по транспортному налогу опреде-ляется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования.
Принимая во внимание правовую природу транспортного налога, установленного в том числе в целях формирования ресур-сов для содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования, представляется, что подход, учитывающий при определении налогового бремени степень негативного влияния эксплуатации транспортного средства на состояние покрытия дорожного полотна, в полной мере соответствует принципу экономического основания налога, закрепленного в пункте 3 статьи 3 НК РФ.

Спорные транспортные средства имеют узкоспециальное назначение и используются для определенного вида работ, не свя-занных с перевозкой груза. Соответственно, уровень их воздействия на состояние дорог общего пользования в сравнении с ав-томобилями, служащими для перевозки грузов, несопоставим и может быть признан минимальным.

В ПТС указывается тип транспортного средства, там же дается его характеристика, определяемая конструктивными особен-ностями и назначением  . Транспортные средства по типам могут подразделяться не только на легковые и грузовые автомобили, но также на специальные и специализированные транспортные средства (автолавки, специальные автокраны, автогидроподъем-ники, автоэкскаваторы и т.

д.)  . Таким образом, паспортами спорных транспортных средств подтверждается, что они не являют-ся грузовыми.

Учитывая изложенное, большинство приведенных аргументов свидетельствует в пользу признания специальной техники в качестве объекта налогообложения «другим самоходным транспортным средством».

   См.: постановления ФАС ПО от 02.11.2006 № А72-3590/06; ФАС ЦО от 15.02.2007 № А23-2172/06А-18-147 и ФАС ЗСО от 10.07.2007 № Ф04-4562/2007 (36093-А27-37).

  «Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94  (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).

  См.: постановления ФАС СЗО от 20.06.2007 № А56-27524/206 и ФАС ВСО от 05.04.2007 № А33-12868/06-Ф02-1597/07.

  Соглашение (Agreement concerning the adoption of uniform technical prescriptions for wheeled vehicles, equipment and parts which can be fitted and/or be used on wheeled vehicles and the conditions for reciprocal recognition of approvals granted on the basis of these prescriptions) заключено в Женеве 20 марта 1958 г.
Россия участвует в Соглашении с 17 февраля 1987 г.

   Тип транспортного средства указывается в строке 3 ПТС «Наименование  (тип ТС)» (п. 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шас-си транспортных средств, утв. приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134).

   П. 7 Порядка установления размеров платы за проведение государственного  технического осмотра, утв. приказом МВД России, Минфина России и Мин-транса России от 03.08.2001 № 708/61н/126.

Ключевые слова: налоговый спор, категория транспортного средства, объект налогообложения, налоговая ставка, транспортный налог

Транспортное средство в гражданском законодательстве


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *