Договор материальной ответственности водителя

Договор материальной ответственности водителя

Полная материальная ответственность: определение понятия

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Условно обозначим два вида. Первый прямо оговорен в законе, второй — в контракте. Под законом в данном случае подразумевается ТК РФ, а именно статья 243. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления. Конечно, факт должен быть подтвержден судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате него был причинен ущерб, платить придется;
  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, был ли заключен с ним договор о полной матответственности. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно был ли человек при этом пьяный или трезвый — предел матответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

С кем заключать договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Договор заключается не со всеми. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть.

Составляем договор материальной ответственности водителя за автомобиль

В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль.

Но все та же 243 статья позволяет его заключить только с определенными специалистами. Их перечень утвержден Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в этом списке не значится. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель должен быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

Образец договора материальной ответственности водителя-экспедитора

Когда взыскание незаконно

Если нет договора с лицом, которое значится в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь может быть иной вариант: договор есть, но специалист такой не значится в перечне. Это тоже незаконно.

Взыскивать ущерб незаконно, если, допустим, все указывает на то, что сотрудник украл, но нет вступившего в силу приговора суда. Надо ждать юридического установления факта.

Как взыскать ущерб

Для взыскания причиненного вреда необходимо составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК. Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то должно быть издано распоряжение, при этом срок издания не может превышать месяца с момента установления суммы потерь. Сотрудник может исполнить требование администрации добровольно, если откажется — через суд. Также не избежать суда при взыскании суммы, превышающей средний заработок виновного.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Материальная ответственность водителя автомобиля.

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа.

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.

Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.

4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).

4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче). Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре. Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.

4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.

а) умышленного причинения ущерба;

б) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

г) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

д) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.

Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель. Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.

Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Учреждения в ряде случаев заключают с водителями или водителями-экспедиторами договор о материальной ответственности. Однако, как показывают последние примеры судебной практики, полная материальная ответственность за автомобиль по таким договорам невозможна.

Виды материальной ответственности

Трудовое законодательство возлагает на работника материальную ответственность за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ), предусматривая при этом два вида материальной ответственности:
1) ограниченную (материальная ответственность работника в пределах своего среднего месячного заработка);
2) полную (обязанность возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере).
Полная материальная ответственность может быть возложена на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 242 ТК РФ). К самым распространенным случаям можно отнести недостачу ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 ТК РФ). Как правило, учреждения заключают такие договоры с кладовщиками и снабженцами. Другие категории работников, а также работы, при выполнении которых необходимо заключать договоры о полной материальной ответственности, представлены в перечнях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 (далее — Постановление N 85), во исполнение:
— статьи 244 ТК РФ, регулирующей заключение письменных договоров о полной материальной ответственности работников;
— порядка утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823.
В рамках настоящей статьи мы будем рассматривать лишь один Перечень, утвержденный как приложение N 1 к Постановлению N 85 (далее — Перечень N 1). В нем перечислены должности и работы, замещаемые или выполняемые работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

Водитель собирает оплату

Оплату за автотранспортные перевозки от населения вполне может принимать водитель. Для этого не обязательно даже устанавливать в кабине контрольно-кассовую технику, так как плату за услуги населению можно принимать по бланкам строгой отчетности, причем до 1 июля 2018 года <1>. В таком случае с водителем можно заключить договор о материальной ответственности. Именно такая ситуация рассмотрена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 по делу N 33-9710/2016.
———————————
<1> Подробнее читайте в статье М.Н. Желонкиной "Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН" в журнале "Советник в сфере образования", N 8 за 2016 год. Статья включена в систему "Советник бухгалтера" и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

Суд рассматривал требование работодателя к водителю возместить стоимость ремонта поврежденного при исполнении трудовых обязанностей автомобиля. При этом работодатель настаивал на необходимости взыскания полной стоимости ремонта на основании договора о полной материальной ответственности. Основанием для заключения такого договора послужил тот факт, что в обязанности водителя входил сбор с пассажиров платы за проезд.
Как правило, учреждения не осуществляют организованные пассажирские перевозки, однако как таковые перевозки нередко входят в перечень дополнительных платных услуг социальных учреждений, учреждений здравоохранения и некоторых образовательных учреждений. Для таких учреждений выводы, сделанные Алтайским краевым судом, вполне применимы.
В частности, суд указал, что само по себе исполнение обязанностей по управлению служебным транспортом не позволяет распространить на работника правила, предусмотренные статьей 244 ТК РФ. Поскольку в число видов работ Перечень N 1 включает получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, то суд сделал вывод о том, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с водителем, исполняющим обязанности экспедитора. Однако даже в этом случае сохранность транспортного средства не может быть предметом договора, так как данный материальный объект:
— необходимо рассматривать как техническое средство, при помощи которого транспортируются материальные ценности;
— не отнесен к транспортируемому имуществу (его перемещение само по себе не является целью перевозки).
Отметим, что аналогичные выводы есть и в других судебных решениях. Так, суды отмечают, что работа в должности водителя-экспедитора — по своей сути совмещение двух разных профессий водителя и экспедитора, у каждой из которых разные условия (характеристики, ответственность). Например, об этом сказано в определении Оренбургского областного суда от 26.07.2016 N 33-5678/2016.
Некоторые судьи отмечают, что отличительный признак должностей и работ, указанных в Перечне N 1, — осуществление функций по перевозке материальных ценностей. Само по себе исполнение обязанностей по управлению служебным транспортом не позволяет распространять на них правила, предусмотренные статьей 244 ТК РФ.
Так, например, водитель-экспедитор:
— отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза (материальных ценностей);
— несет ответственность за причинение по его вине ущерба данному грузу (материальным ценностям).
Соответственно, водитель и не может быть привлечен к полной материальной ответственности за причинение ущерба транспортному средству, с помощью которого он перевозит вверенные ему материальные ценности в качестве экспедитора (Определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18.12.2013 N 33-5730/2013).
Таким образом, возложение на водителя полной материальной ответственности за управляемый им автомобиль на основании соответствующего договора неправомерно. Поскольку иных предусмотренных статьей 243 ТК РФ оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности в ходе рассмотрения спора установлено не было, суд пришел к выводу о возможности взыскания с работника ущерба в сумме, ограниченной размером его среднемесячного заработка.

Экспедитор — не единственное упоминание в Перечне N 1

По мнению автора, не все выводы Алтайского краевого суда однозначны. Безусловно, неправомерно возложение на водителя полной материальной ответственности за управляемый им автомобиль на основании соответствующего договора. Однако нельзя согласиться с утверждением о том, что договор о полной материальной ответственности с водителем можно заключать только в том случае, если указанный работник исполняет обязанности экспедитора.
Помимо функций, присущих экспедиторам, раздел I Перечня N 1 содержит упоминание о водителях-инкассаторах, а также, например, о работниках, которые выполняют следующие функции:
— операции с денежной наличностью при обслуживании клиентов;
— пересчет денежной наличности;
— перевозку (транспортировку) денежных средств; функции, аналогичные перечисленным.
Так как в Перечне указано обобщенное понятие "работники", то к таким работникам может быть отнесен и водитель.
Раздел II Перечня N 1 перечисляет работы, которые также может выполнять водитель, в частности:
— прием и выплату всех видов платежей;
— расчеты при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через лицо, ответственное за осуществление расчетов);
— хранение всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания)) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги;
— куплю (прием), продажу (отпуск, реализацию) услуг, товаров (продукции);
— доставку груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей;
— транспортировку ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.
В отношении указанных функций (работ), выполняемых водителем, а также водителями-инкассаторами, также может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Когда экспедитора нельзя привлечь к ответственности

Если ущерб нанесен не транспортному средству, а материальным ценностям, то и в этом случае водителя, выполняющего функции экспедитора, не всегда можно привлечь к ответственности. Разъяснения о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю, даны, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 (далее — Постановление N 52). К примеру, в соответствии с пунктом 5 указанного Постановления работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие:
— обстоятельств непреодолимой силы;
— нормального хозяйственного риска (действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей);
— крайней необходимости или необходимой обороны;
— неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Примечание.

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа.

Пунктом 4 Постановления N 52 определены обстоятельства, которые:
— имеют существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником;
— обязан доказать работодатель, а не работник.
В частности, в отношении водителя, совмещающего со своей основной профессией должность экспедитора, работодатель должен доказать:
— отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
— наличие прямого действительного ущерба;
— размер причиненного ущерба;
— соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Если суд сочтет доказательства недостаточными, то привлечь водителя-экспедитора к ответственности будет невозможно.

Возмещение материального ущерба

Апелляционное определение Московского областного суда от 30.05.2016 по делу N 33-14348/2016 — пример реализации полной материальной ответственности, когда материальный ущерб удалось взыскать полностью. Суд установил, что с водителем-экспедитором были заключены трудовой договор и договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В соответствии с должностной инструкцией, представленной суду, водитель-экспедитор обязан:
— выполнять выгрузку и сдачу доставленного груза;
— оформлять приемо-сдаточную документацию;
— участвовать в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и прочее;
— нести полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей, за порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества и причинение материального ущерба.
Из-за утраты ключей работодатель понес дополнительные расходы на общую сумму 42 944,13 рубля. Например, для осуществления разгрузки пришлось вызвать, в частности, кран-манипулятор. При рассмотрении дела было установлено, что:
— данный случай не признали страховым;
— выплата страхового возмещения по факту утраты комплектов ключей от перевозимых автомобилей не осуществлялась.
Таким образом, работодатель был вправе требовать от сотрудника возмещения ущерба. Определяя его размер, суд исходил из документов, подтверждающих оплату произведенных расходов, в том числе государственной пошлины. Так как работодатель дополнительно требовал учесть упущенную выгоду (в понятие полной материальной ответственности не входит), то госпошлина для взыскания с работника была определена в размере, пропорциональном удовлетворенной части требований.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *