ДТП это определение

ДТП это определение

В статье рассмотрены виды дорожно-транспортных происшествий, последствия ДТП, причины возникновения и статистика ДТП при нарушениях ПДД, типы возможных столкновений с участием транспортных средств.

Дорожно-транспортные происшествия

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

В 1886 году был изобретен первый в мире автомобиль, и уже через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — наезд на пешехода, а в 1899 году в результате ДТП — погиб человек. С этого времени число ДТП постоянно увеличивается.

Статистика показывает, что число их резко возрастает в летне-осенний период, когда на дорогах резко увеличивается число автомобилей, принадлежащих гражданам.

Виды дорожно-транспортных происшествий
1. Столкновения
2. Наезд на препятствие
3. Наезд на пешехода
4. Наезд на велосипедиста
5. Наезд на стоящее транспортное средство
6. Наезд на гужевой транспорт
7. Падение пассажира
8. Иные виды ДТП.

По тяжести последствий ДТП делятся:
1. Со смертельным исходом участника (участников) дорожного движения.
2. С телесными повреждениями участника (участников) дорожного движения. Легкие телесные повреждения — причинение вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности. Средней тяжести вред здоровью человека — причинение вреда, не опасного для жизни человека, вызвавшее длительное расстройство здоровья, либо значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Тяжкий вред здоровью человека — причинение вреда, опасного для жизни человека, либо повлекшее за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрату органом его функций, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, вызвавшее расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо повлекшее иные тяжелые последствия.
3. С нанесением материального ущерба. Материальный ущерб — причинение вреда транспортным средствам, грузам или иному имуществу, не признаваемого крупным. Крупный материальный ущерб — уничтожение или существенное повреждение транспортного средства, груза или иного имущества.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Причины возникновения ДТП
1. Недисциплинированность водителей и пешеходов, нарушающих Правила дорожного движения.
2.

Что такое ДТП в правилах дорожного движения

Управление автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического).
3. Переутомление водителя, сон за рулем.
4. Технически неисправное транспортное средство.
5. Невнимательное отношение к другим участникам дорожного движения.
6. Неудовлетворительное состояние улиц и дорог.
7. Недостаточная профессиональная подготовка водителей (теоретическая и практическая).

Примерная статистика ДТП при нарушениях Правил дорожного движения

Нарушение правил обгона, объезда

— 38%

Превышение установленной скорости

— 20%

Нетрезвый водитель

— 12%

Нарушения правил маневрирования

— 8%

Проезд перекрестков

— 6%

Проезд железнодорожных переездов

— 5%

Нарушение правил перевозки пассажиров

— 4%

Несоблюдение дистанции

— 3%

Неподчинение сигналам светофора

— 2%

Переутомление, сон водителя за рулем

— 2%

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро. Так в процессе безопасного движения возникает аварийная ситуация, когда на полосе движения оказывается какое либо препятствие. Препятствием может быть транспортное средство, пешеход, животное, скользкий участок дороги, выбоины, неровности на дороге и т.п. В этом случае водитель обязан предпринять все меры, используя все технические средства для предотвращения ДТП. Если эти меры не приняты, или приняты с запозданием, происходит ДТП.

Типы возможных столкновений с участием транспортных средств:

Наиболее опасны лобовые и боковые столкновения, при которых возможны тяжелые последствия. По статистике при таких ударах, находящиеся в автомобилях люди, получают самые тяжелые травмы. Даже при съезде с дороги и при опрокидывании транспортного средства последствия менее тяжелые.

Лобовое столкновение

Если лобового столкновения не избежать, водитель должен помнить, что его спасение только на правой стороне дороги, так как на левую сторону в любой момент может свернуть водитель встречного транспортного средства. При этом необходимо помнить, что пологие откосы, мягкая почва, пески, сугробы, мелкие кустарники хорошо гасят скорость и не так опасны как большие деревья, столбы, мачты уличного освещения, стены и т.п. В некоторых случаях безопаснее пойти на лобовое столкновение, чем наехать на столб или большое дерево.

При боковом столкновении будет безопасней, если водитель поставит кузов своего автомобиля под малым острым углом к ударяемому автомобилю. При этом, желательно, чтобы под удар попала задняя часть автомобиля. В момент удара необходимо перестать тормозить и увеличить подачу топлива. В этом случае уменьшится отброс автомобиля. По возможности необходимо избегать ударов в бензобак, которые могут привести к моментальному возгоранию.

В момент столкновения водителю необходимо:
1. Крепко сделать упор левой ногой в подколесный кожух, а правой в педаль тормоза (при лобовом ударе) или в педаль подачи топлива (при касательном).
2. Втянуть голову в плечи, руками упереться в рулевое колесо.
3. Пассажирам необходимо защитить голову руками.
4. При заднем ударе, при отсутствии подголовников, необходимо крепко обхватить затылок руками или соскользнуть вниз и упереться головой в спинку сидения. При этом если впереди нет автомобилей, то лучше не тормозить — удар будет мягче.

Необходимо помнить, что самые опасные места в салоне автомобиля — справа от водителя и среднее на заднем сиденье.

Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 118 ч.1 Нарушения водителями ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба наказывается штрафом 3-6 (в долях минимального размера оплаты труда).
Статья 118 ч.2 Нарушения водителями ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений наказывается штрафом 5-8 (в долях минимального размера оплаты труда) или лишения права управления транспортным средством от 3 до 6 месяцев.

Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц — наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Прим. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Закон

Понятие «Чрезвычайные происшествия» — это… Значение, виды и последствия

21 октября 2017

Чрезвычайным происшествием (ЧП) называют состояние, в результате которого на любой объект оказывается механическое или другое воздействие. Примером такового может быть нарушение нормальных условий существования на определенной территории или акватории. Такие изменения мешают деятельности людей. Помимо этого, над их здоровьем и комфортными условиями жизни возникает угроза. Имущество населения получает ущерб, также нарушается ведение народного хозяйства и окружающая природная среда.

Источники чрезвычайных ситуаций

Под источниками принято называть какое-либо природное явление, аварию или техногенный инцидент. Также понятие «чрезвычайное происшествие» объединяет инфекционные болезни людей, животных и растений. Помимо этого, если будет применено массовое средство поражения, то его воздействие можно назвать именно данным случаем.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируются по большому количеству признаков. Наиболее распространенными считаются варианты по происхождению. Делятся на техногенные, антропогенные и природного характера. Также чрезвычайные ситуации разбиваются на типы и виды событий, которые лежат в основе происшествия.

Помимо этого, их классифицируют по масштабу распространения, сложности самой ситуации и тяжести результатов. В нашей стране первое условное разделение стало известно еще в 1992 году. Тогда техническим комитетом, на тот момент Советского Союза, была принята инструкция. Она регламентировала порядок обмена информацией в Российской Федерации о произошедших чрезвычайных ситуациях.

В 1994 году был принят особый закон. Он подразумевает под собой защиту населения и территорий от каких-либо ситуаций, которые произошли в результате природных и техногенных происшествий.

Чрезвычайные инциденты также классифицируются в зависимости от множества пострадавших, количества умерших, тех, у кого нарушились условия жизнедеятельности. Также по размеру причиненного материального ущерба. Еще классификация осуществляется по количеству пострадавших субъектов России. Чрезвычайные ситуации можно разделить на локальные, местные, территориальные, федеральные, региональные, трансграничные виды.

Видео по теме

Локальные ЧП

Локальное чрезвычайное происшествие – это то, в результате которого пострадало не более 10 человек. К ним относятся также ситуации, где лишь 100 городских жителей получили ущерб или же у них нарушились жизненные условия. К локальным еще относятся инциденты, в которых убыток составляет не более 1 тыс. от минимального размера оплаты труда. При этом зона распространения происшествия не должна выходить за пределы объекта либо производственного, либо социального назначения.

Местные чрезвычайные ситуации

Местные чрезвычайные происшествия – это те ситуации, в которых пострадало не менее 10 человек, но также их общее количество не превысило 50. Что касаемо нарушения условий жизни, то данный показатель должен быть выше 100 и ниже 300 горожан. При этом материальный ущерб может составлять от 1 тыс. до 5 тыс. от минимального размера оплаты труда. Происшествие не должно распространяться за пределы города, района или же населенного пункта.

Территориальные ЧП

Территориальные чрезвычайные происшествия – это те, в которых пострадало не более 500 человек. Причем нарушены условия жизни могут быть лишь у 300-500 жителей. Материальный ущерб не выше показателя 0,5 млн от минимальных размеров оплаты труда. При этом проблема не должна выходить из зоны субъекта государства.

Региональные и федеральные чрезвычайные ситуации

Обзор чрезвычайных происшествий продолжим региональными проблемами. К данным видам можно отнести те ситуации, при которых пострадало более 500 человек. Нарушение условий жизнедеятельности должно исчисляться свыше 1 тыс. жителей, материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн и свыше 5 млн от минимального размера оплаты труда. При этом данная чрезвычайная ситуация может даже выходить за пределы Российской Федерации. Однако она не должна охватывать более двух ее субъектов.

Трансграничная чрезвычайная ситуация

Трансграничные чрезвычайные происшествия – это те, которые настолько масштабны, что выходят за пределы Российской Федерации. Причем такой же глобальной проблемой можно назвать ситуацию, произошедшую за рубежом, но при этом каким-то образом распространяющуюся на территорию государства.

Ликвидация последствий

Ликвидация последствий совершается определенными силами и предприятиями, а также учреждениями и организациями. При этом вне зависимости от органов местного самоуправления, исполнительной власти, а также значения правовой формы любого заведения, на территории которых была совершена чрезвычайная ситуация, все юридические лица должны принимать участие в спасательных работах под руководством комиссии, созданной для ликвидации последствий.

Помимо этого, к устранению всех неприятных ситуаций могут привлекаться также войска, формирования и другие серьезные лица, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нужно заметить, что ликвидация проводится благодаря определенному списку работ. Все они выбираются в зависимости от того, какая ситуация произошла на конкретной территории.

Спасательные работы

К спасательной операции можно причислить многие неотложные работы. Следует заметить, что все они выполняются в зависимости от степени поражения. Например, если необходимо спасти людей от пожара, то нужно провести полную локализацию, нанять бригаду для тушения огня. Соответственно, сразу же следует эвакуировать жителей из горящего здания. Помимо этого, необходимо разведать полный очаг поражения. Делается это в самую первую очередь. Только так можно получить все данные о той ситуации, которая произошла.

Далее следует провести розыск и полное вскрытие всех развалившихся зданий, на случай, если под ними находятся пострадавшие. Людям, которые получили травмы, необходимо оказать медицинскую помощь. Пораженных следует эвакуировать во временное жилье или больницы. Если же произошло затопление или заражение вирусным заболеванием, то нужно перевести население в район, где данная чрезвычайная ситуация не локализована.

После проведения описанных мероприятий необходимо осуществить санитарную обработку пострадавших и, если есть нужда, обеззаразить транспорт, а также все затрагиваемые объекты. Если речь идет о промышленных зданиях и их поражении, то следует провести аварийно-восстановительные работы.

Последствия

Последствия чрезвычайных происшествий – это небольшие разрушения или даже огромные ущербы. Все зависит от масштабов, причин и скорости реакции администрации города. Например, может погибнуть большое количество людей, пострадать здания, социальные объекты. Если речь идет о промышленных помещениях, то следует упомянуть о состоянии экологии. Может сильно нарушаться баланс окружающей среды. Можно хотя бы вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС. Уровень радиации по сей день в некоторых близких районах зашкаливает. Эта чрезвычайная ситуация (происшествие) до сих пор заставляет многих людей содрогаться от страха.

Комментарии

Похожие материалы

Самосовершенствование
Самооценка в психологии — это что? Виды и понятие самооценки в психологии

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказыв…

Образование
Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения. Виды и особенности грамматических форм

Все слова в русском языке так или иначе подчиняются правилам и понятиям, связанным с ним. Одним из таких понятий является грамматическая форма. Каждый из нас, приступая к изучению русского языка, обязательно сталкивае…

Автомобили
Трал — это что? Виды и характеристики тралов

На сегодняшний день сфера грузоперевозок развита очень сильно. Каждый день по всему миру ездят тысячи грузовиков, которые везут за собой прицепы, цистерны, кузова и так далее. Однако есть такой тип прицепа, о котором …

Бизнес
Техническое устройство — это… Определение, виды и классификация

Техническое устройство – это изделие, механизм, технический комплекс, агрегат и т. д., созданный человеком искусственным способом для осуществления каких-либо видов деятельности. Развитие оборудования и технолог…

Бизнес
Что такое аутсорсинг простыми словами? Аутсорсинг: определение, значение, виды и примеры

Одним из хороших способов повысить эффективность рабочего процесса и добиться большей отдачи от персонала признан принцип разделения труда. Правда, не все предприятия могут позволить себе создать большой штат из узкоп…

Бизнес
Скобяные изделия — что это такое? Виды и характеристика скобяных изделий

Во все времена пользовались высоким спросом скобяные изделия. Что это такое? Это различные металлические детали, которые применяются в самых разных сферах. Они чаще всего маленькие и не всегда заметные, но без них не …

Бизнес
Тресты — это что? Виды и формы производственных объединений

В условиях рыночной экономики самостоятельное существование отдельных мелких промышленных предприятий продолжается, как правило, не дольше 3-5 лет. Для выживания в условиях конкуренции создаются разнообразные объедине…

Дом и семья
Бонбоньерка. Что это такое? Виды и назначение бонбоньерок

Витиеватое слово «бонбоньерка»… Что это такое? Небольшая декоративная коробочка (мешочек), служащая одновременно и подарком, и местом хранения различных сладостей или маленьких сувениров и безделушек. Сч…

Домашний уют
Обсадная труба — что это такое?

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Виды и назначение труб

Обсадная труба – что это такое? Данное название незнакомо широкому кругу людей. Конечно, для того чтобы максимально углубиться в этот вопрос, необходимо обладать специальными знаниями, которые даются как минимум…

Домашний уют
Система ГВС — что это? Основные виды и характеристики

Сложно представить комфортный дом или квартиру без теплой воды. Правильная организация горячего водоснабжения (ГВС) необходима не только для бытовых нужд, но и является основой индивидуальной гигиены. Теплый утренний …

Причины и виды ДТП

Причины ДТП подразделяются на субъективные (зависящие от воли человека) и объективные (не зависящие от воли человека).

К субъективным причинам ДТП относятся нарушение ПДД, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включая оставление места ДТП виновным участником дорожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения.

Объективными причинами ДТП считаются недостатки в планировании улиц и автодорог, состояние освещенности проезжей части в темное время суток и дорожного покрытия, различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки, а также тормозные, маневренные и другие части автотранспортных средств.

Зачастую конкретное ДТП может быть вызвано одновременно как субъективными, так и объективными причинами. Установление причин ДТП имеет практическое значение для определения вида и меры ответственности участника дорожного движения.

ДТП подразделяются на девять видов:

1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т. д.). Столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.

2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за нарушения ПДД. Для разъяснения приведем следующие примеры: 1) если водитель автомобиля превысил критическую скорость на повороте, в результате чего автомобиль опрокинулся, то такое ДТП квалифицируется как опрокидывание; 2) если в процессе движения автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и поэтому первый автомобиль изменил направление движения и опрокинулся, то такое ДТП будет квалифицироваться как столкновение (оно было первичным), а не как опрокидывание (оно вторично по отношению к столкновению).

3. Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало или ударилось о неподвижный предмет (например, опору моста, столб, дерево, ограждение, кучу строительного материала и т. д.). Если автобус наехал на бордюрный камень, от этого в салоне автобуса упал пассажир и получил телесные повреждения, то ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.

4. Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, находящегося на проезжей части дороги или обочине (бордюре), либо человек ударился о движущееся транспортное средство (в данном случае пешеход нарушил ПДД), либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза, выступающего за габариты или упавшего с транспортного средства (например, контейнеры, тросы, доски и т. п.). К наездам на пешехода относятся случаи наезда на человека, катающегося на лыжах, санках, коньках, самокатах и т. п., перемещающегося в инвалидной коляске без двигателя, на ребенка, катающегося на трехколесном велосипеде.

5. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам ударился о движущееся транспортное средство.

6. Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на диких или домашних животных, птиц либо сами животные и птицы ударились о движущиеся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен имущественный ущерб.

7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки либо сами эти упряжные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.

8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в его салоне (кузове) в результате резкого торможения, ускорения или изменения направления движения и т.

Какие наказания, ответственность и штрафы при ДТП. Советы юриста.

п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из неподвижного транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

9. Иные виды ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.), на лиц, не являющихся участниками дорожного движения и т. п. Например, водитель не справился с управлением транспортного средства и совершил наезд на человека, идущего по пешеходной дорожке. Дорожно-транспортное происшествие квалифицируется как иной вид ДТП, так как пострадавший не являлся участником дорожного движения.

Таким образом, для установления вида происшествия нужно определить первичное взаимодействие в результате ДТП и круг его участников, которым причинен вред (ущерб).

Дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) — дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица (погибли или ранены люди), его имуществу либо имуществу юридического лица (повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, причинен иной материальный ущерб).

На сегодняшний день дорожно-транспортные происшествия классифицируют по видам:

1. Опрокидывание — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий.

2. Наезд на препятствие — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

3. Наезд на животных — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

4. Столкновение — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог.

Как установить виновность в ДТП

К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

5. Наезд на пешехода — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортное происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.

6. Наезд на велосипедиста — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт — дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на стоящее транспортное средство — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

9.Прочие дорожно-транспортные происшествия — дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)

   событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного материального ущерба. По характеру механизма ДТП все происшествия подразделяются на наезд, столкновение, опрокидывание транспортного средства ит.п. Большинство ДТП — это аварии (столкновение транспортных средств, их опрокидывание, падение, взрыв, пожар на транспортном средстве). Аварию, связанную с большим количеством жертв, значительными разрушениями техники, дорожных и иных сооружений и пр., именуют катастрофой; др.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

видами ДТП являются наезд (на пешехода, велосипедиста и пр.), столкновение с неподвижным препятствием, выпадение пассажира из транспортного средства, получение им травмы при входе и выходе из транспортного средства на ходу и др.

   См. также Место дорожно-транспортного происшествия.

   Расследование ДТП (чаще всего автотранспортного происшествия) начинается с получения информации о происшествии и с выезда работника ГАИ или следователя на место происшествия. Работник ГАИ, первым прибывший на место ДТП, обязан принять меры к оказанию потерпевшим срочной медицинской помоши; положение трупа фиксируется путем обвода контуров тела мелом на дорожном покрытии. Он также принимает меры к обнаружению и сохранности следов ДТП и иных вещественных доказательств, при необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, предварительно отметив их положение на месте ДТП; устанавливает водителей — участников ДТП и изымает у них документы, устанавливает свидетелей.

   Следователь должен зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку (тип и состояние дорожного покрытия, ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, обзорность, видимость и т. п.), установить местонахождение центра (узла) происшествия, отметить положение колес по отношению к осевой линии и ккраю дороги, следы торможения — их вид (сплошные, прерывистые) и длину. Далее следует осмотр транспортных средств, начиная с тех частей, к-рые вошли в соприкосновение с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием. Столкновения двух транспортных средств бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют т. н. контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного транспортного средства на другое. Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона. При заявлении водителя, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), принимают меры к обнаружению пальцевых следов на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. Совместно со специалистом проверяется состояние тормозной системы, осветительных приборов, при необходимости — других узлов и агрегатов. Осмотр на месте происшествия трупа и его одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет установить инсценировку ДТП с целью замаскировать совершенное убийство. Если водитель скрылся с места ДТП вместе с транспортным средством, особое внимание обращают на следы, к-рые позволят установить модель транспортного средства и будут использованы для его розыска и последующего отождествления: следы ходовой части, следы на окружающих предметах, отделившиеся от транспортного средства детали, части, частицы краски, отщепы древесины, осколки, части груза и др. Если транспортное средство осталось на месте, а водитель скрылся, то выявляются и изымаются следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, крышке ящика для мелких вешей, изымаются документы и вещи, находящиеся в салоне, багажнике.

   После осмотра водитель (водители) транспортного средства подвергается судебно-медицинскому освидетельствованию для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.

   После осмотра производится допрос водителя, свидетелей, потерпевших. Основное содержание предмета допроса — механизм ДТП во всех деталях, последующее поведение участников происшествия и в целом обстоятельства события. Водителя, кроме того, допрашивают о его состоянии перед и в момент ДТП, о состоянии транспортного средства, о предпринятых им мерах по предупреждению ДТП. Следует учитывать, что практически оченьредкооднолицо наблюдает все ДТП целиком, поэтому необходимо максимально расширять круг свидетелей.

   Сведения, полученные при осмотре и допросах, сообщаются органам ГАИ для организации розыска и задержания угнанного с места происшествия транспортного средства.

   В процессе предварительного расследования ДТП особое значение имеют назначение судебных экспертиз и следственный эксперимент. Наиболее часто назначается автотехническая экспертиза. Она проводится для выяснения состояния транспортного средства илиотдельныхего механизмов, причин, условий и времени образования неисправностей, причинной связи между ними и наступившими последствиями, приведшими к ДТП; определения скорости движения транспортного средства по длине тормозного пути; выяснения, имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП и соответствовали ли его действия Правилам дорожного движения, и др. Наряду с автотехнической может быть назначена и тран-спортно-трасологическая экспертиза. Она решает идентификационные и диагностические задачи: отождествление транспортного средства или установление его групповой принадлежности по следам ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям; установление направления движения транспортного средства, линии и угла столкновения, разфаничение следов первичного и повторного соударения и др. При наличии пострадавшего назначается судебно-медицинская экспертиза, определяющая причины смерти, прижизненность или посмер-тность повреждений, степень тяжести повреждений потерпевшего, оставшегося в живых, и др.

   Следственный эксперимент может проводиться для проверки показаний участников события, свидетелей, а также для установления или уточнения механизма ДТП, его отдельных элементов. При необходимости производится предъявление для опознания скрывшегося с места ДТП водителя после его задержания, тех или иных объектов с места ДТП.

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств1 и повлекшее за собой гибель нли телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортные происшествия по видам подразделяются на:

  • столкновения транспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;
  • опрокидывания, когда транспортное средство теряет устойчивость и опрокидывается;
  • наезды на препятствия — происшествия, при которых транспортные средства наезжают или ударяются о неподвижные предметы (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);
  • наезды на пешеходов, в том числе и случаи, когда человек сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, получив травму;
  • наезды на велосипедистов;
  • наезды на стоящие транспортные средства, когда транспортное средство наезжает пли ударяется о стоящее транспортное средство;
  • наезды на гужевой транспорт;
  • наезды на животных;
  • падения пассажиров — происшествия, при которых любой человек, кроме водителя, находящийся в транспортном средстве или на нем, упал с движущегося транспортного средства;
  • прочие происшествия, например падение перевозимого груза на людей.

К дорожно-транспортным происшествиям не относятся:

  • происшествия с тракторами и другими самоходными механизмами во время выполнения ими основных производственных операций (пахота, рытье траншей и т. п.) вследствие нарушения правил эксплуатации и техники безопасности;
  • пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Причины  дорожно-транспортных происшествий могут быть разбиты на следующие основные группы:

  • нарушение правил движения водителями;
  • недостаточная квалификация водителей;
  • техническая неисправность транспортных средств, а также неправильное размещение и крепление груза;
  • недисциплинированность и нарушение правил движения другими участниками движения (пешеходы, велосипедисты и т.

    Разберемся, что такое ДТП.

    д.);

  • неудовлетворительные дорожные условия и недостатки в организации движения.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий следует считать неправильные действия водителей и нарушение ими и пешеходами правил дорожного движения.

Дорожно-транспортные происшествия в результате нарушения водителями правил движения можно классифицировать по признакам их возникновения:

  • превышение скорости движения в опасных условиях;
  • нарушение правил обгона;
  • нарушение правил проезда перекрестков;
  • нарушение правил пользования осветительными приборами;
  • нарушение правил перевозки людей в кузовах грузовых автомобилей;
  • нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
  • нарушение привил посадки и высадки пассажиров на автобусах;
  • перегрузка автомобилей.

Особенно опасным и недопустимым нарушением транспортной дисциплины и правил движения водителями является управление автомобилем в нетрезвом состоянии, когда у водителя ослабляется внимание, резко снижается восприятие обстановки и замедляется реакция, когда он не может правильно ориентироваться и координировать движения, когда у него притупляется чувство ответственности.

Исследования показали, что реакция при торможении на сигнал светофора у водителя, выпившего 100 г водки, увеличивается в течение первого часа па 10%, а в течение второго часа на 15%, причем ошибочных действий соответственно больше на 28,3 и 50%.

Значительная часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине молодых водителей (18—25 лет). Это объясняется тем, что в основе безопасного управления автомобилем лежит не только степень овладения определенными знаниями и практическими навыками, но и устойчивость этих навыков при аварийных ситуациях.

Установлено, что около 60% дорожно-транспортных происшествий приходится на города и рабочие поселки и 40% на автомобильные дороги. Наибольшую опасность создают участки дорог, требующие резкого снижения скорости движения автомобилей.

На перекрестках в городах совершается 25—30% происшествий и 60% столкновений транспортных средств. Столкновения автомобилей на нерегулируемых перекрестках свидетельствуют о несоблюдении водителями преимущественного права проезда перекрестков, о недостаточном умении водителей выбирать скорость проезда через перекресток в соответствии с условиями видимости и незнании ими того, какое время необходимо для ориентировки водителя на перекрестке.

Примерно половина всех происшествий на пересечениях дорог происходит в темное время суток. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах 11 —19% приходится на участки с закруглениями (недостаточная величина радиуса кривой, плохая видимость, отсутствие виража).

На подъемах и спусках происходит 7% дорожно-транспортных происшествий на дорогах в равнинной местности, 18% —в пересеченной местности и до 25% — в сильно пересеченной местности.

Основной причиной происшествий при движении под уклон является превышение скорости, при движении на подъеме —обгон в верхней части подъема дороги.

В течение года и по времени суток дорожно-транспортные происшествия распределяются неравномерно. Их количество обычно начинает возрастать в мае, достигает максимума в сентябре, спадает в ноябре.

В течение суток наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий приходится на вечерние часы «пик».

После 12 ч пребывания за рулем аварии бывают в 1,5 раза чаще (по сравнению с 8 ч работы) и приводят к тяжелым последствиям.

Около 14% дорожно-транспортных происшествий связано с техническими неисправностями узлов и механизмов автомобиля, влияющих на безопасность движения.

Половина их связана с неисправностью ножного тормоза. Остальные относятся к неисправностям рулевого управления (около 14%), фар (около 10%), стоп-сигнала, габаритных фонарей и указателей поворотов (5,6%), шин  (около 4%) и т. д.

1 К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы, другие самоходные механизмы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *