Как правильно совершать разворот

Как правильно совершать разворот

Как разворачиваться на перекрестке.

Как разворачиваться на перекрестке

Казалось бы, нет ничего проще. Но, у новичков любой маневр, связанный с поворотом налево, вызывает неподдельный ужас. Даже у меня был случай, когда спор инструктора по вождению и ученика (необходимо было выполнить левый поворот), закончился словами ученика: «Я не буду налево никогда поворачивать, только направо».

Это смешно, но чтобы избавится от страха разворота, давайте рассмотрим простенький алгоритм, который может Вам помочь.
 

 

Общие правила

Для новичков: не пытайтесь выполнить разворот за раз. Проще говоря, стоит разделить разворот на два маневра.
1 Выехали на перекресток, повернули на 90 градусов и остановились.
2 Внимательно осмотрелись – помех нет, заканчивайте маневр разворота.
Такой алгоритм значительно облегчит разворот на перекрестке с большим движением.

Перед разворотом

У Вас есть зеркала наружного обзора: ни в коем случае не забывайте перед выполнением любого маневра, убедится в отсутствии помех сзади. Причем, внутреннее зеркало имеет «мертвую зону», необходимо смотреть и в наружные. Убедились в том, что Вас никто не обгоняет, включили поворот и занимаем крайнюю левую полосу. Делать это необходимо заблаговременно, а не перед самим перекрестком. Намного легче перестроится за несколько сотен метров до перекрестка, нежели перед перекрестком. Итак, поворот включен, левая полоса занята, начинаем сам разворот.

На перекрестке двухполосной дороги

Конечно, необходимо убедится в отсутствии помех. Если разворот происходит не на светофоре, убедитесь в отсутствии помехи справа, и встречного автомобиля. Если никого нет, включаете скорость, трогаетесь с места, выезжаете на середину перекрестка и начинаете вращать рулевое колесо. Многие новички пугаются сильно поворачивать руль, и радиус разворота получается огромный, вплоть до выезда на обочину. Запомните – машину на такой скорости Вы не перевернете, при всем своем желании. Ваша задача: после разворота автомобиль должен оказаться ближе к правой части проезжей части. Так скорость Вашего авто после разворота невелика, то в правом ряду Вы не будете представлять собой помеху автотранспорту.

Четырехполосная дорога

Алгоритм подготовки тот же, но вот на перекресте стоит придерживаться определенной траектории. Необходимо выехать на перекресток, и начинать поворот по своей полосе. Проще говоря: нельзя начинать разворот сразу после того, как въехали на перекресток (по кратчайшему маршруту). В этом случае маневр будет проходить на встречной полосе, и в случае непредвиденной остановки, Вы остановитесь на встречной.

Правила разворота на всех видах перекрестков

Посему, при развороте на таком перекрестке, необходимо выехать на середину, и уже там выполнять разворот – по своей полосе. Важно: когда повернете на 90 градусов, автомобиль должен находиться в левой полосе (После поворота на 90 градусов, Вы должны остановиться так, как при выполнении левого поворота). После завершения маневра, нужно занять крайнюю правую полосу.

Как видите – ничего сложного. Перестроение, указатель поворота, отсутствие помех, разворот, крайняя правая полоса. Будьте внимательны, и разворот на перекрестке не принесет неудобств. И вот еще что: небольшое отличие преднеприводного авто от заднеприводного. При наборе скорости на развороте, переднеприводный автомобиль будет «вытягивать» – авто будет выравниваться по горизонтали, а вот заднеприводный – будет сильнее кренить. Будьте осторожны.
 

Запись опубликована автором Sergey в рубрике Вождение.

Разворот в один прием

Самое главное: вы должны определить, где можно разворачиваться. Простой вариант – разворот на регулируемом перекрестке:
1) включаете указатель левого поворота;
2) занимаете крайнее левое положение;
3) ждете разрешающего сигнала светофора (если есть дополнительная стрелка – едете, если нет – уступаете дорогу всем, кто движется со встречного направления прямо или направо);
4) выполняете маневр, при этом можете попасть в любую полосу, в какую удобно.
Более сложный маневр – разворот на нерегулируемом перекрестке. Здесь руководствуетесь правилами поворота налево.
Еще одна ситуация – разворот вне перекрестка.

Как разворачиваться на перекрестке

Для любого разворота следует выбирать подходящее место с хорошей видимостью в обоих направлениях. В непосредственной близости не должно быть резких поворотов дороги, подъемов или спусков, а также приближающихся транспортных средств. Никогда не полагайтесь на авось. Большинство ДТП возникает из-за того, что водитель, выполняющий разворот, был невнимателен либо просто проигнорировал требования ПДД. Последствия таких аварий, как правило, довольно тяжелые: происходит столкновение со встречным транспортным средством, водитель которого, не ожидая появления препятствия, движется на большой скорости.
ПДД (п. 8.11) запрещают разворачиваться:
✓ на пешеходных переходах;
✓ в тоннелях;
✓ на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
✓ на железнодорожных переездах;
✓ в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлен ии менее 100 м;
✓ в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Одно из самых грубых нарушений – пересечение сплошной осевой линии. При ее наличии нужно искать место разрыва л ибо двигаться до регулируемого перекрестка.

АНАЛИЗИРУЙТЕ ДОРОЖНУЮ СИТУАЦИЮ
Прежде чем развернуться, проанализируйте дорожную ситуацию и собственные возможности. Если сомневаетесь в целесообразности маневра, лучше поищите другое место.

Так как ваши водительские навыки еще далеки от совершенства, тренироваться разворачиваться лучше на пустой дороге, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения. Оптимальный вариант – дорога с одной полосой движения в каждом направлении, ширины которой хватит для выполнения задуманного маневра:
1) убедитесь, что в этом месте разворот разрешен;
2) оцените обстановку, посмотрев в зеркала заднего в ида, – вы не должны создавать помехи для движения транспорта; посмотрите по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии помех;
3) включитеуказательправогопо-ворота;
4) притормаживая педалью, займите крайнее правое положение у бордюра или обочины;
5) сцепление – тормоз (остановитесь);
6) убедитесь в отсутствии попутных и встречных транспортных средств;
7) включите указатель левого поворота;
8) выкрутите руль до упора влево;
9) начинайте медленное и плавное движение;
10) при выходе из разворота выровняйте колеса (руль вправо), иначе машину потянет на встречную полосу движения;
11) посмотрите в зеркало заднего вида: не исключено, что за вами может появиться транспортное средство; если вы видите, что не успеете набрать нужную скорость, прижмитесь правее и пропустите автомобиль.

&n bsp;ВКЛЮЧАЙТЕ ПОВОРОТНИКИ
Даже если в данный момент на дороге нет автомобилей, не забывайте включать указатели поворота. Водителю внезапно появившегося автомобиля будет понятно, какой маневр вы совершаете, и он сможет сориентироваться заранее.

Если вам нужно развернуться на дороге, которая имеет по две полосы движения в каждом направлении, удобнее это делать не из крайнего левого, а из крайнего правого ряда: «Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам» (п. 8.7. ПДД РФ). Займите крайний правый ряд заранее и, перед тем как снижать скорость, включите сигнал левого поворота. Если машин много, а они чаще всего едут по левой полосе, завершайте маневр перестроением в крайний правый ряд.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1204;

Главная — Уроки вождения

Разворот

Поворот налево можно назвать "недоделанным" разворотом. При развороте мы немного недовернули руль, и получился поворот налево.

Разница между поворотом налево и разворотом заключается лишь в выходе из поворота. Вместо выхода налево нам надо выйти в разворот. Следовательно, все остальное, о чем говорилось выше относительно поворота налево, в полной мере применимо и к развороту. Подготовка к развороту, собственно разворот и выход из него должны осуществляться по тем же правилам (рис. 25).

Разворот является продолжением поворота налево.

Рис. 25. Разворот на перекрестке

"Что-то здесь не так!" – негромкий возглас сомневающегося читателя.

"Не видел я, чтобы на реальной дороге при развороте на перекрестке или в разрыве газона кто-то из водителей искал этот пресловутый центр!" – после недолгих раздумий могут сказать многие из вас.

Частично с Вами согласен. Но давайте сначала посмотрим на рисунки 26.

Рис. 26. Разворот по "неписаным" правилам: а) вне перекрестка; б) на перекрестке

Типичный пример разворота на широких дорогах с разделительным газоном (рис. 26 а) явно нарушает требование пункта 1.4 ПДД, где говорится о том, что на наших дорогах установлено правостороннее движение. На нижнем рисунке (рис. 26 б) разворот на перекрестке осуществляется с таким же нарушением!

Вот теперь слышу Ваши возражения значительно громче, чем раньше. "Да мы всегда так делали и будем делать!" – кричат "старички", "Мы видели – все так делают!" – вторят "старичкам" "новички", "А почему стрелки показаны зеленым цветом?" – все хором и ехидно.

Натиск выдержал, теперь пойдем по порядку.

Надеюсь, Вы заглянули в ПДД и убедились в том, что движение у нас разрешается только по правой стороне дороги. Причем это требование относится к любому участку дороги, что особенно важно учитывать при поворотах налево и разворотах (рис. 27).

Рис. 27. Правая сторона дорог на перекрестке

Следовательно, разворот в изображенных на рисунке 26 ситуациях, выполненный по правилам, должен выглядеть совсем по-другому (рис. 28 а и б).

Рис. 28. Разворот по "писаным" правилам: а) в разрыве разделительной полосы; б) на перекрестке

Почему же тогда в жизни все происходит наоборот?! Да потому, что зачастую мы чаще неосознанно, а иногда и сознательно совершаем неправильные поступки. Пешеходы во дворах прокладывают свою собственную тропу через газон, хотя рядом есть асфальтированная дорожка, на дорогах они перебегают проезжую часть в неположенном месте, да еще перед "носом" приближающегося транспорта, а водители в нарушение ПДД находят свои решения некоторых жизненных ситуаций. И все это называется: "…исходя из сложившихся местных условий…" (ну, прямо, как в телевизоре).

"Он там шутит, а нам как быть?" – мрачный вопрос "новичков".

Ответ будет оптимистическим. Если Вы уже начали овладевать теми секундами будущего, которые позволяют видеть развитие событий с некоторым опережением, то в большинстве случаев Вам удастся избежать не только аварийной ситуации, но и нарушения требований ПДД.

Есть и еще одна рекомендация. В тех случаях, когда обстановка на дороге Вам не совсем ясна, постарайтесь увидеть интересующий Вас перекресток или участок дороги, как бы с высоты шестого–восьмого этажа близлежащего дома.

Что это дает? Дает это многое! Если Вам удастся охватить взглядом все интересующее Вас пространство, то можно увидеть, например, то, что изображено на рисунках 29.

Рис. 29. Варианты разворота без нарушения ПДД: а) с дорожной разметкой; б) с боковым проездом; в) до выезда на пересечение проезжих частей

Можно увидеть дорожную разметку, которая определяет траекторию разворота в конкретном месте (рис.

Разворот на перекрёстке — правила выполнения манёвра

29 а), или перекресток, вместо кажущегося места только для разворота (рис. 29 б). Можно увидеть, что разделительный газон заканчивается до перекрестка (рис. 29 б) и траектория разворота в этом случае не затронет пересечения проезжих частей.

Если явных подсказок на дороге Вы не нашли, то можно подумать и о том, что черные резиновые колеса других автомобилей уже оставили свои следы на асфальте, определяя тем самым принятую для этого места траекторию движения.

В то же время Вы должны понимать, что в случае аварии выявление виновника происшествия осуществляется по "писаным" законам, а не "…исходя из сложившихся местных условий…"

Мрачно стало, да? Ну что ж, "старичков" я не испугал, а "новичкам" советую первое время избегать разворотов как таковых и тем более на перекрестках. Всегда можно найти маршрут попроще, а разворотами в начале автомобильной жизни следует заниматься отдельно, в виде тренировок, часика этак в два ночи. И только много позже Вам будет дозволено ухмыляться так же, как ухмыляются "старички", читающие эти строки.

вернуться к оглавлению "Уроки вождения"

Главная — Уроки вождения

Поворот налево

Поворот налево явно сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.

Первый этап

Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения. И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.

Когда дорога имеет разметку на полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к "осевой" линии, и это будет крайним левым положением (рис. 12).

Рис. 12. Крайнее левое положение при наличии дорожной разметки

А если дорожной разметки нет? Например, дорогу только что покрыли свежим асфальтом и разметку нанести еще не успели.

В таком случае надо "пошире открыть глаза", мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 13). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.

Рис. 13. Крайнее левое положение на "голой" дороге

Второй этап

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.

Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).

Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налево

Приближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от… направления движения встречных машин!

Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.

Рис. 15. Где "уступить дорогу"?

А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена. Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом: "При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин".

На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис. 17).

Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.

Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекрестках

Рис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекрестках

А как найти этот "центр" на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой "жирной кляксы"!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой "подушечки" специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах "чертят" черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Рис. 18. Центр большого перекрестка

Рис. 19. Центр маленького перекрестка

А как найти этот "центр" на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой "жирной кляксы"!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой "подушечки" специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах "чертят" черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.

На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.

На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая "подушечка", по форме близкая к обычному кругу (рис. 19).

Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.

Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.

Третий этап

И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.

Приближаясь к перекрестку, желательно спланировать все три этапа поворота. Но, как Вы только что узнали, в зависимости от ситуации в конкретном случае возможна корректировка траектории движения около центра перекрестка. Выбор траектории движения на выходе из поворота тоже зависит от конкретных условий.

Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 20 и 21).

Рис. 20. Одна полоса движения

Рис. 21. Две полосы движения

Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 22).

Рис. 22. Поворот налево на дорогу с тремя полосами

Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).

Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни "новичкам", ни "старичкам".

К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: "При повороте налево водитель срезал угол" (рис. 23).

Рис. 23. Водитель "срезал" угол

Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, "срезая" большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.

Если сегодня другие водители успели увидеть такого "шустрика" и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он "воспитает" нарушителя (рис. 23).

Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?

Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.

То, что изображено на рисунке 24 красным цветом, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!

Рис. 24. Классическая ошибка "новичка"

Происходят такие "чудеса" тогда, когда "новичок" в движении пытается "выждать" встречную машину. Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает "ползти" дальше мимо центра перекрестка. А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие "кренделя", что не каждый профессионал сможет их повторить.

Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.

Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.

вернуться к оглавлению "Уроки вождения"


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *