Конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов

26.04.2012 10:06
Радостная новость: 25 апреля Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Конвенция направлена на защиту и поощрение реализации прав людей с инвалидностью и обеспечение полного и равного участия инвалидов в жизни общества (подробнее…)
Радостная новость: 25 апреля Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Конвенция направлена на защиту и поощрение реализации прав людей с инвалидностью и обеспечение полного и равного участия инвалидов в жизни общества (текст Конвенции).

«Это долгожданный момент, – говорит Денис Роза, директор РООИ «Перспектива» и Фонда «Лучшие друзья». – Это важный шаг для реализации прав людей с инвалидностью и членов их семей, которых в России более 30 миллионов. Ратификация гарантирует эти права, даже если они не фигурируют сегодня в российском законодательстве.

Россия: ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов – шаг в правильном направлении

Конвенция имеет приоритет. Ратификация как стержень, как видение, куда мы будем развиваться в будущем: и в инклюзивном образовании, и в интегрированном трудоустройстве, и в информировании общества о людях с инвалидностью, и в доступе к досугу, и практически ко всему. Конечно, впереди большая работа по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией и разработке механизмов для ее реализации. Тем не менее, теперь любые новые законы должны будут разрабатываться, учитывая статьи и принципы Конвенции о правах инвалидов. Например, я уверена, что в новом законопроекте об образовании будет раздел, посвященный инклюзивному образованию. Важно, что Россия присоединяется к международному сообществу, которое (уже ратифицировало Конвенцию) и которое считает, что люди с инвалидностью должны иметь те же права, что и другие граждане», – сказала Денис.

На данный момент к Конвенции уже присоединились 112 стран.

Ратификация Конвенции потребует безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов в общество, а также выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории граждан.

Через два года России предстоит отчитываться перед мировым сообществом о первых итогах работы с момента ратификации Конвенции о правах инвалидов. "Нам принципиально важно за это время принять все законы (которые касаются инвалидов)", — сказала глава Министерства здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.

 

Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

— полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

— равенство возможностей;

— недискриминация;

— доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

— на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

— на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов.

Ратификация Конвенции о правах инвалидов

Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.

Реализация на практике требований правовых актов, касающихся создания доступной среды для инвалидов, является исполнением обязательств, взятых перед инвалидами российским обществом в лице государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах инвалидов.

Глава 2

Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1149;

Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

— полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

— равенство возможностей;

— недискриминация;

— доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

— на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

— на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п.

Президент РФ подписал федеральный закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов

4 ст. 19), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.

Реализация на практике требований правовых актов, касающихся создания доступной среды для инвалидов, является исполнением обязательств, взятых перед инвалидами российским обществом в лице государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах инвалидов.

Глава 2

Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1148;

Международный день борьбы за права инвалидов

5 мая 1992 года люди с ограниченными возможностями из семнадцати стран, одновременно провели первый общеевропейский день борьбы за равные права и против дискриминации инвалидов, с тех пор подобные акции проводятся каждое 5 мая.

Улучшить положение инвалидов в России призвана ратификация нашей страной международной Конвенцией о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году.

И вот, 25 апреля 2012 года свершилось чудо!!!!

25 апреля Госдума ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.

Конвенция, подписанная от имени Российской Федерации министром иностранных дел 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке, направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, а также на создание эффективных механизмов защиты прав инвалидов.

В соответствии с Конвенцией государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам отнесены обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа инвалидов к информации.

Государствам вменяется в обязанность содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также признанию их вклада на рабочем месте и на рынке труда, воспитывать на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей начиная с раннего возраста, уважительное отношение к правам инвалидов.

В отдельной статье определены меры, необходимые для создания безбарьерной среды.

В Конвенции особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке.

При разработке и применении законодательства, в процессе принятия решений, касающихся инвалидов, государства-участники должны консультироваться с инвалидами и активно привлекать их к обсуждению через представляющие их организации

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, представившая документ на пленарном заседании, сообщила, что в России более 13 млн. инвалидов, из них более 500 тысяч — дети.

«С учетом членов семей количество граждан в России, которых коснется Конвенция — более 30 млн. человек», — сказала Т.Голикова.

Ратификация Конвенции, по словам министра, потребует безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов, выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории. Потребуется также внести ряд изменений в действующее законодательство, в частности, в закон о социальной защите инвалидов, в Жилищный кодекс.

Т.Голикова сообщила, что общий объем государственной программы «Доступная среда» составляет порядка 46 млрд. рублей. Большой объем средств планируется направить на инклюзивное образование.

Права инвалидов

Кроме того, готовится государственная программа занятости населения, куда «будут инкорпорированы» вопросы занятости инвалидов.

Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отметил, что в Конвенции взамен доминировавшего медицинского подхода к инвалидности закрепляется правовой, или социальный, подход.

В ходе обсуждения депутат Александр Ломакин-Румянцев ("СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ") поинтересовался, собирается ли Россия подписать факультативный протокол к Конвенции, в соответствии с которым инвалид в случае нарушения его прав сможет обратиться в специальный международный комитет по правам инвалидов, а комитет получит право проводить проверки в связи с нарушением прав инвалидов в России. По словам Т.Голиковой, только 40% стран — участниц Конвенции подписали такой протокол. Россия сможет «приступить к факультативному протоколу», после того как в российское законодательство будут внесены изменения, необходимость которых вытекает из положений Конвенции.

Олег Смолин (КПРФ), понимая, что «чудес не будет», в то же время отметил, что Конвенция должна стать рычагом для изменения российского законодательства в лучшую сторону, и предложил создать совет по делам инвалидов при Председателе Госдумы.

Депутат предложил не увязывать назначение той или иной группы инвалидности с тем, преодолел человек ограничения здоровья или нет, а также высказался за квотирование рабочих мест для инвалидов. «По данным Счетной палаты, в 1990 году работали 22% инвалидов, сейчас 8%, то есть в три раза меньше», — сообщил О.Смолин. Депутат предложил отменить фактически действующий запрет на работу для инвалидов первой группы, поскольку многие из них могут работать, и предусмотреть госзаказ на продукцию, выпускаемую инвалидами.

Кроме того, О.Смолин призвал не увеличивать налоговую нагрузку на инвалидов. «Тариф по уплате страховых взносов для организаций инвалидов вырос с 14 до 20 процентов, а в следующем году его предполагается увеличить до 27 процентов. От этого никто не выиграет: предприятия разоряться и бюджет ничего не получит», — сказал он.

Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) предложил в сфере информационной политики усилить работу по формированию уважительного отношения к инвалидам.

За ратификацию конвенции проголосовали 443 депутата

Скачать текст Конвенции 

Социальная реабилитация — ϶ᴛᴏ система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, включающую социально-средовую и социально-бытовую адаптацию.

Реабилитация инвалидов — ϶ᴛᴏ система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества.

Тот же автор дает следующее определœение социальной реабилитации:

Различают медицинский, профессиональный и социальный аспект реабилитации. Подробно эти общие аспекты мы будем рассматривать в режиме сообщений и исследовательских работ.

Вопросы реабилитации инвалидов рассматривались в отечественной науке еще в 30-е гᴦ. ХХ века, но современное понимание реабилитации утвердилось практике сравнительно недавно. Как пишет Е.А. Сигида данный термин был предложен и интерпретирован Уайтом 1956 ᴦ. В нашей стране организация структур реабилитационной помощи населœению началась в 70-х гг по инициативе органов здравоохранения, и прежде всœего, знаменитого 4 главного управления.

ООН:

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971.
  • Декларация о правах инвалидов, 1975.
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.
  • Конвенция о правах инвалидов 2006.

ВОЗ:

  • Всемирный доклад об инвалидности, 2011.

МОТ:

  • Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

Совет Европы:

  • Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983.
  • Другие рекомендации и резолюции СЕ.

· ООН в 1983—1992 гᴦ. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря.

Основным документом регламентирующим положение инвалидов в РФ является Федеральный закон ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской федерацииʼʼ от 24 ноября 1995 г № 181 ФЗ. В данный закон в 2010 внесены поправки касаемо категории ветеранов. Что касается других документов российского законодательства, то мы должны назвать Указы Президента РФ ʼʼО мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельностиʼʼ 1992 г, ʼʼО мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидовʼʼ 1993 ᴦ., Федеральный Закон ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов РФ от 2 августа 1995 ᴦ. № 122-ФЗ (Изменения в ФЗ внесены от 22 августа 2004 ᴦ.); Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 ᴦ. № 95 ʼʼПравила признания лица инвалидомʼʼ (Изменения внесены Постановлением правительства РФ от 30 декабря 2009 ᴦ. № 1121); Федеральный закон ʼʼО государственной социальной помощиʼʼ от 17 июля 1999 г № 178-ФЗ (Изменения внесены 8 декабря 2010 г № 345-ФЗ.

Подписан закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов

Также издано несколько Приказов и постановлений о работе Бюро МСЭ (2003 г, 2009ᴦ.)

Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями

Инвалид – человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. На основании закона инвалид — ϶ᴛᴏ лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет нарушение здоровья со стойким нарушением функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими крайне важно сть в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности определяется законом как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населœения во всœем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %. В 2002-2004 гᴦ. в России 16,4 % населœения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определœение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 ᴦ. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населœения). В нач. 2012 г глава Минздравсоцразвития Т. Голикова озвучила цифру, что в РФ насчитывается свыше 13 млн. инвалидов, что составляет 9,2 % от общего населœения страны.

В Российской Федерации установление статуса ʼʼинвалидʼʼ осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определœенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.

Основными категориями для рассмотрения проблем инвалидности являются:

  • дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;
  • инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной исходя из возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
  • нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово ʼʼинвалидʼʼ (буквально означающее ʼʼнепригодныйʼʼ) в настоящее время всœе чаще заменяется на категорию ʼʼчеловек с ограниченными возможностямиʼʼ. Тем не менее, данный устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в т.ч. в официальных материалах ООН.

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: ʼʼчеловек с задержкой в развитииʼʼ (а не ʼʼслабоумныйʼʼ, ʼʼумственно неполноценныйʼʼ), ʼʼперенесший полиомиелитʼʼ (а не ʼʼжертва полиомиелитаʼʼ), ʼʼиспользующий инвалидную коляскуʼʼ (а не ʼʼприкованный к инвалидной коляскеʼʼ), ʼʼимеет ДЦПʼʼ (а не ʼʼстрадает ДЦПʼʼ), ʼʼслабослышащийʼʼ (а не ʼʼглухонемойʼʼ). Эти термины более корректны, так как ослабляют делœение на ʼʼздоровыхʼʼ и ʼʼбольныхʼʼ и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

  • нарушения статодинамической функции (двигательной),
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделœения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  • сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Согласно законодательству выделяют 3 группы инвалидности.

Определœение 1 группы инвалидности:

Критерием для определœения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *