Нет сведений в ЕГРП

Нет сведений в ЕГРП

Минэкономразвития РФ в январе 2014 года был опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» («Законопроект»).

Законопроект разработан в целях реализации одного из мероприятий, заложенных «дорожной картой» («Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2012 г. №2236-р.

Так, «дорожной картой» было предусмотрено принятие в 2014 году федерального закона, а также ведомственного нормативного правового акта, устанавливающих обязанности органов местного самоуправления обращаться с заявлением в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, в случае если права на указанные объекты не будут зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним («ЕГРП») до определенной даты.

В развитие данной идеи Законопроектом Минэкономразвития предлагается закрепить следующие новеллы:

В случае если право собственности на объект недвижимости не зарегистрировано в установленном порядке в течение пяти лет с даты присвоения ему кадастрового номера, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таком объекте в орган местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге – в соответствующий уполномоченный государственный орган этих городов.

Орган местного самоуправления (уполномоченный государственный орган Москвы или Санкт-Петербурга) в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения указанной выше информации от органа кадастрового учета, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в порядке, предусмотренном законом.

Цель постановки на учет имущества в качестве бесхозяйного прежняя — признать на него в дальнейшем право муниципальной собственности.

При этом авторы Законопроекта основной его смысл видят в стимулировании фактических собственников объектов недвижимости зарегистрировать свое право собственности в ЕГРП, для того чтобы взыскивать в дальнейшем с них соответствующие налоги, в частности, планируемый налог на недвижимость, введение которого было отсрочено.

Законопроект породил множество вопросов. Например, что делать собственникам недвижимого имущества, права которых возникли до 1998 года, т.е. до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и, соответственно, до момента создания ЕГРП?

Нет данных о квартире в росреестре

Регистрировать или нет в ЕГРП свои права собственности?

Применимое законодательство признает юридически действительными такие права на недвижимое имущество и не накладывает обязанности на собственников недвижимости, которые приобрели ее до 1998 года, регистрировать свое право собственности в ЕГРП, говоря о том, что такая регистрация может проводиться только по желанию обладателя имущества.

Однако в этой ситуации законодателю следует учитывать также и сложившиеся в стране реалии системы и порядка учета прав на недвижимость.

Так, с учетом того, что ЕГРП существует только с 1998 года, в нем не содержится сведений о ранее приобретенных правах на недвижимость, если после этого с объектом не совершались никакие сделки, а БТИ фиксировало в основном технические сведения об объекте недвижимости. В этой связи собственники недвижимости указанного «переходного периода» могут пострадать банально из-за неполноты сведений, содержащихся в государственных реестрах и базах данных, и будут вынуждены регистрировать права на принадлежащее им недвижимое имущество в ЕГРП, хотя обязанность по такой перерегистрации законом не предусмотрена.

Совершенно очевидно, что Законопроект «сырой» и требует существенной доработки с позиции защиты прав собственников объектов недвижимости.

Дополнительная информация

По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к  Елене Степановой в офис Capital Legal Services в Москве.

Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *