Образование земельных участков

Образование земельных участков

ЗК РФ Статья 11.2. Образование земельных участков

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее — Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 , от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки);

(пп. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения п. 4 ст.

Статья 11.2 Земельного кодекса. Образование земельных участков

11.2 (в редакции ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяются также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в срок, установленный данным решением.

5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее — Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

6. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в , установленном законодательством о градостроительной деятельности.

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Ст. 11.2 ЗК РФ. Образование земельных участков

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.
Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Изменились условия предоставления земельных участков
Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений.
Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.
В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта
С 1 марта 2015 г.

Статья 11.2. Образование земельных участков

установлен закрытый перечень до­кумен­тов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:
§  решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
§  договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;
§  договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
§  договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допус­кается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерчес­кой организации).
Следует также отметить, что новые правила не предусмат­ривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строи­тельства являются аренда и аукцион.
Теперь при проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом.
Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней ­практике.
Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок
Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:
1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;
2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).
Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом;
3) в аренду (платное временное пользование).
Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.
Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:
§  юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
§  юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
§  юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
§  юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
§  образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
§  образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
§  для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
§  для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
§  для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
§  собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
§  образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
§  гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
§  при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
§  в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;
4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).
В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ;
5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности
Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.
1). Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ).
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.
При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.
Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.
2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ).
Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).
3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).
Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

 

  • N 400-ФЗ от 28.12.2013
  • ФЗ о страховых пенсиях

  • N 69-ФЗ от 21.12.1994

    ФЗ о пожарной безопасности

  • N 40-ФЗ от 25.04.2002

    ФЗ об ОСАГО

  • N 273-ФЗ от 29.12.2012

    ФЗ об образовании

  • N 79-ФЗ от 27.07.2004

    ФЗ о государственной гражданской службе

  • N 275-ФЗ от 29.12.2012

    ФЗ о государственном оборонном заказе

  • N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

    О защите прав потребителей

  • N 273-ФЗ от 25.12.2008

    ФЗ о противодействии коррупции

  • N 38-ФЗ от 13.03.2006

    ФЗ о рекламе

  • N 7-ФЗ от 10.01.2002

    ФЗ об охране окружающей среды

  • N 3-ФЗ от 07.02.2011

    ФЗ о полиции

  • N 402-ФЗ от 06.12.2011

    ФЗ о бухгалтерском учете

  • N 135-ФЗ от 26.07.2006

    ФЗ о защите конкуренции

  • N 99-ФЗ от 04.05.2011

    ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

  • N 14-ФЗ от 08.02.1998

    ФЗ об ООО

  • N 223-ФЗ от 18.07.2011

    ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

  • N 2202-1 от 17.01.1992

    ФЗ о прокуратуре

  • N 127-ФЗ 26.10.2002

    ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

  • N 152-ФЗ от 27.07.2006

    ФЗ о персональных данных

  • N 44-ФЗ от 05.04.2013

    ФЗ о госзакупках

  • N 229-ФЗ от 02.10.2007

    ФЗ об исполнительном производстве

  • N 53-ФЗ от 28.03.1998

    ФЗ о воинской службе

  • N 395-1 от 02.12.1990

    ФЗ о банках и банковской деятельности

  • ст. 333 ГК РФ

    Уменьшение неустойки

  • ст. 317.1 ГК РФ

    Проценты по денежному обязательству

  • ст. 395 ГК РФ

    Ответственность за неисполнение денежного обязательства

  • ст 20.25 КоАП РФ

    Уклонение от исполнения административного наказания

  • ст. 81 ТК РФ

    Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

  • ст. 78 БК РФ

    Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

  • ст. 12.8 КоАП РФ

    Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

  • ст. 161 БК РФ

    Особенности правового положения казенных учреждений

  • ст. 77 ТК РФ

    Общие основания прекращения трудового договора

  • ст. 144 УПК РФ

    Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  • ст. 125 УПК РФ

    Судебный порядок рассмотрения жалоб

  • ст.

    Глава I.1. Образование земельных участков

    24 УПК РФ

    Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

  • ст. 126 АПК РФ

    Документы, прилагаемые к исковому заявлению

  • ст. 49 АПК РФ

    Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

  • ст. 125 АПК РФ

    Форма и содержание искового заявления

  • Порядок формирования земельных участков в г. Москве.

    При приобретении объектов недвижимости на территории города Москвы их правообладатели достаточно часто сталкиваются с необходимостью оформления земельных правоотношений. При этом зачастую оформление земельных отношений необходимо начинать с формирования земельного участка, занятого объектами недвижимости, и постановки его на государственный кадастровый учет. Формирование земельного участка необходимо, например, в ситуациях, когда у продавца недвижимости не были оформлены земельные отношения либо он продает не все принадлежащие ему объекты недвижимости, расположенные на одном участке либо участок был соответствующим образом предоставлен, но в натуре границы его не определялись.

    Кроме того, в настоящее время многие собственники объектов недвижимости пытаются выкупить земельные участки, занятые такими объектами, по льготной цене, действующей до 01.01.2012. У многих собственников объектов недвижимости по указанным выше причинам отсутствуют кадастровые паспорта земельных участков, занятых такими объектами. В соответствии с действующим законодательством выкуп земельного участка без его кадастрового паспорта невозможен. Учитывая, что в г. Москве формирование участка, согласование местоположения его границ и постановка его на государственный кадастровый учет – процедуры достаточно затратные по времени, то многие собственники объектов недвижимости могут не успеть до 01.01.2012 г. подать заявление и осуществить выкуп участков по льготной цене.

    Следует отметить, что по общему правилу, установленному ст. 552 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и ст. 35 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), при переходе права собственности на объект недвижимости к новому правообладателю недвижимости переходят и права на часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Таким образом, у обладателя прав на недвижимость возникает право требовать оформления земельных правоотношений. При этом согласно п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

    До принятия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, и постановка его на кадастровый учет в г.

    Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

    Москве осуществлялись фактически в безальтернативном порядке. Согласно указанному порядку с соответствующими заявлениями необходимо было обращаться в Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее – ДЗР) (его территориальные органы).

    Работы по формированию земельных участков, в том числе связанные с определением границ и площади земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования велись чиновниками Департамента. Оформление земельных правоотношений, в том числе формирование земельных участков, занятых объектами недвижимости, во многих случаях затягивалось на неопределенное время. Кроме того, учитывая дефицит и дороговизну земли в г. Москве, нередкими были случаи, когда площадь и границы земельных участков, устанавливались в минимальных размерах и с минимальными отступами от объекта недвижимости. В большинстве подобных случаев ДЗР предоставлял собственнику объекта недвижимости в долгосрочную аренду земельный участок, занятый таким объектом, и в краткосрочную — прилегающий незастроенный участок для целей благоустройства. На сегодняшний день такой собственник здания вправе выкупить только занятый зданием участок, границы которого нередко совпадают с фундаментом самого здания, что фактически лишено смысла.

    Принятие Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а также введение в действие главы 1.1. Земельного кодекса РФ существенно упростило процедуру формирования земельных участков и, как следствие, оформления земельных правоотношений собственниками объектов недвижимости, в том числе в городе Москве.

    Указанное связано с тем, что обозначенными нормативными правовыми актами достаточно прозрачно регламентирован порядок образования новых земельных участков, дающий право собственникам объектов недвижимости формировать их в границах, допускаемых действующим законодательством, а не по усмотрению чиновников ДЗР. В соответствии с указанным порядком формирование земельных участков осуществляют кадастровые инженеры, коими до 01.01.2011 являются, в том числе, землеустроители и землеустроительные организации, обладающие на 01.03.2008 правом выполнения работ по землеустройству.

    Следует отметить, что после вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» собственники объектов недвижимости по-прежнему могут обращаться в ДЗР и поручать ему формирование участков, занятого такими объектами. Однако в данном случае границы, в которых следует формировать участок, кадастровым инженерам будет указывать именно Департамент и не всегда они будут устраивать собственника недвижимости.

    В процессе согласования местоположения границ образуемого земельного участка смежные землепользователи, в том числе в лице уполномоченного органа власти г. Москвы – ДЗР и его территориальных органов, вправе согласиться с предлагаемым местоположением границ или представить обоснованный отказ в таком согласовании.

    Согласование либо отказ в согласовании местоположения границ участка отражаются в акте согласования местоположения границ.

    В случае отказа одного из смежных землепользователей образуемого участка в согласовании местоположения границ, эти границы могут быть установлены в судебном порядке. При этом суд будет решать насколько обоснован отказ смежного землепользователя, в том числе в лице уполномоченного органа власти г. Москвы, в согласовании местоположения границ образуемого участка. Следует отметить, что как показывает практика, согласовывать местоположение границ земельных участков с уполномоченным органом власти г. Москвы – ДЗР и его территориальными органами гораздо проще именно в судебном порядке.

    После согласования местоположения границ образуемый участок необходимо поставить на государственный кадастровый учет.

    Правовой центр «Два М» предлагает следующие организационно-правовые и консультационные услуги по юридическому сопровождению процедуры формирования земельных участков в г. Москве, согласования местоположения границ земельных участков, а также последующей постановки сформированных участков на государственный кадастровый учет:

    • консультирование (как в устном, так и в письменном виде) по вопросам, связанным с формированием земельных участков, согласованием местоположения границ со смежными землепользователями, в том числе с уполномоченными органами власти г. Москвы;
    • юридическое сопровождение процедуры формирования земельных участков в г. Москве, согласования местоположения их границ, постановки участка на государственный кадастровый учет;
    • представление интересов собственников объектов недвижимости в судах различных инстанций по вопросам, связанным с формированием земельных участков в г. Москве.

    В начало страницыПерейти на главную

    Подготовка правового заключения по градостроительным и земельным вопросам 

    По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

    • (495) 225-74-27
    • (495) 225-74-28
    • (495) 225-77-83

    или по e-mail: margolin@2m.ru

    20.09.2018 13:44:00

    Как объединить земельные участки?

    Земельный участок — это часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

    Новые земельные участки образуются в том числе путем объединения двух или более ранее существовавших участков.

    Земельные участки, участвующие в объединении (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на новый земельный участок.

    При объединении земельных участков у собственника исходных участков возникает право собственности на образуемый земельный участок. Если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то на образуемый участок у них возникает право общей собственности. Образование нового участка путем объединения земельных участков, принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка.

    Целевое назначение и разрешенное использование образуемых земельных участков остается тем же, что и у исходных земельных участков.

    Если объединяемые земельные участки имеют разную категорию и (или) вид разрешенного использования, необходимо перевести их в одну категорию и один вид разрешенного использования.

    На этом же этапе следует подсчитать, не будет ли вновь образованный земельный участок превышать предельно допустимый размер участка, который устанавливается местным законодательством.

    Для проведения межевания объединяемых земельных участков необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

    Статья 11.2 ЗК РФ. Образование земельных участков (действующая редакция)

    Кадастровый инженер установит границы образующегося земельного участка и составит межевой план.

    За регистрацию права собственности на вновь образованный земельный участок необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.

    Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок составляет:

    350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;

    2 000 руб. — в иных случаях.

    При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через портал госуслуг, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

    Заявление и необходимые документы представляются заявителем через МФЦ, в форме электронных документов посредством официального сайта Росреестра.

     

     

    Возврат к списку


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *