Предоставление недостоверной информации

Предоставление недостоверной информации

Содержание

Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

Распечатать

К заявительнице Ч., которая является бухгалтером в управляющей компании, обратился их сотрудник, работающий слесарем-сантехником и попросил предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ для предоставления последней в кредитную организацию для получения кредита. При этом работник просил существенно завысить в справке его доходы, чтобы получить желаемую сумму кредита, одновременно утверждая, что проблем с выплатой кредита у него не возникнет.

Заявительница спрашивает: какие риски ответственности имеются для управляющей компании как работодателя обратившегося к ним работника, а также риски руководителя и её лично, если она выполнит просьбу работника.

Ответ юриста.

По смыслу пунктов 4, 6 статьи 226 НК РФ, работодатель как налоговый агент обязан удерживать и перечислять сумму налога на доходы физических лиц.

Статьей 123 НК РФ  за невыполнение обязанности по удержанию или перечислению соответствующих налогов в установленный законом срок предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Сведения об официальных размерах сумм налога и, соответственно, о размере заработной платы работников в налоговых органах имеются и по общему правилу не подвергаются сомнению.

Ответственность работодателя (санкции за нарушения трудового законодательства)

Также, в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, данные сведения относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну. Более того, статьями 13.14 КоАП и 183 УК РФ предусмотрена, соответственно, административная и уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.

С учетом этого, в соответствии с действующим законодательством, взаимодействие кредитных организаций и налоговых органов, в частности при проверке платежеспособности работника перед выдачей кредита, возможно лишь в одностороннем порядке (т.е. предоставление  сведений от кредитных организаций налоговым органам). При этом, налоговый орган во всех случаях несоответствия размеров дохода в представленных работодателем сведениях и сведениях, полученных от третьих лиц, будет исходить из того, что работодатель не в полном объеме удерживает и перечисляет сумму налога.

Согласно Введению к «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, «В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.».

В соответствии с частью 3 указанной Концепции, «К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.».

Таким образом, информация о размере заработной платы, полученная налоговым органом из кредитной организации или от самого работника, относится к информации, полученной из внешних источников, и может служить основанием для проведения налоговой проверки.

При выдаче справки с «завышенными» доходами определенные риски для работодателя существуют и в рамках трудовых отношений с работником. Предоставление работником указанной справки в налоговый либо иной контролирующий орган (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) может послужить основанием для проведения соответствующей проверки. Более того, в  рамках проведения проверки в отношении работодателя, работник может помимо представления справки с «завышенными» доходами, лично дать свидетельские показания.

Также, имеют место риски обращения работника с соответствующим заявлением по факту невыплаты заработной платы или выплаты ее части в неофициальном размере в инспекцию по труду, уполномоченную осуществлять контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства, обеспечения трудовых прав работников. При этом, выданная работодателем справка с «завышенными» доходами может стать подтверждением доводов работника. По результатам обращения работника государственный инспектор труда в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по установлению и подтверждению факта нарушения трудового законодательства. Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ, которой предусмотрены санкции в виде административного штрафа, административного приостановления деятельности, дисквалификации.

Кроме того, в целях признания судом решения работодателя об отстранении работника или увольнения его незаконным работник вправе обратиться в суд. В силу статьи 234 ТК РФ, «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.».

В соответствии со статьей 394 ТК РФ, «В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.».

Таким образом, при принятии судом решения о восстановлении работника на работе при расчете среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула работником может быть представлена справка о доходах, размер которых был изначально завышен.

Таким образом, выдача справок с «завышенными» доходами также может привести для работодателя к проверкам со стороны контролирующих органов и возникновению иных неблагоприятных последствий в виде материальных и временных затрат в случае, если работник  воспользуется данной справкой и обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду.

Что касается личной ответственности заявителя и директора их управляющей компании, то необходимо также  отметить, что выдача подобной справки о доходах теоретически может рассматриваться как содействие в незаконном получении кредита, что охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 159.1 УК РФ.

В силу части 1 статьи 159.1 УК РФ, под мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В зависимости от квалификации  наказание может заключаться в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работах, лишении свободы.

Следует отметить, что уголовная ответственность носит личный характер, юридическое лицо не является субъектом уголовного права. В каждом конкретном случае, как правило, руководитель или главный бухгалтер будут нести ответственность в качестве организатора или пособника совершенного преступления. При этом, представляется, что со стороны работодателя отрицать свою информированность о том, что сведения в справке о размере доходов его работника, являются недостоверными, будет затруднительно. Однако, в данном случае, на пути правоохранительных органов стоит неразрешимая практически задача – доказать общий умысел с работником именно на хищение денежных средств. Судебной практики привлечения к ответственности по статьям 33 (норма о соучастии) и 159.1 УК РФ руководителя или главного бухгалтера, предоставившего работнику справку с «завышенными» размерами доходов, не сложилось.

Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 159.1 УК РФ, близок с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.11 КоАП, за незаконное получение кредита. Однако, отрасль административного права такого института, как соучастие не содержит, в связи с чем риска понести административную ответственность совместно с  работником для работодателя не имеется.

На основании изложенного, при решении вопроса о выдаче работнику справки о доходах в «завышенных» размерах, Ч.ой Т.А. с учетом приведенных рисков было рекомендовано обязательно учитывать в первую очередь характер сложившихся отношений с работником, а также цель предоставления справки, размер суммы планируемого кредита и ежемесячных платежей,  разницу между  «завышенными» доходами и официальными.

 

Соболев Алексей Владимирович,

юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика»,  тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Консультация дана в ноябре 2014 г.

Ответственность за ненадлежащую информацию

Закон "О защите прав потребителей" не только обязует продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:

  • недостоверная, то есть такая, которая не соответствует действительности, фактическим данным, показателям;
  • недостаточно полная информация, то есть информация, которая не позволяет потребителю сделать правильный выбор необходимого товара (работы, услуги) либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации потребителю наступает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст. 12 Закона.
П. 1 ст. 12 Закона предусматривает ответственность за сам факт непредоставления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В таком случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.
Если были нарушены права потребителя в части непредоставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы или услуги) продавцу (исполнителю). П. 1 ст. 12 Закона воспроизводит положения п. 3 ст. 495 ГК РФ, который расматривает непредоставление информации о товаре до заключения договора как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, являющегося публичным договором.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона устанавливается единая ответственность за непредоставление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), как за недостаки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствии отсутствия у него такой информации. Нарушение, предусмотренное п. 2 ст.12 является материальным, то есть требующим для наступления ответственности определенных последствий, таких как возникновение недостатков товара (работы, услуги), а также наличие причинной связи между ненадлежащей информацией и наступившими последствиями.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостоверной или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда, предусмотренно ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, кустарникам и т. д.), находящимся в собственности потребителя на основаниях, предусмотренных законом, либо во владении в соответствии с законом или договором, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба. Законом предусмотрены различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае происходит возмещение вреда по правилам ст.14 Закона, а во втором — возмещение убытков. Согласно ст. 1095 ГК, причинитель вреда обязан его возместить независимо от наличия вины и договорны отношений с потерпевшим.

Рассматривая споры между потребителем продавцом (изготовителем, исполнителем), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

Если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.

Если же договор был заключен, то потребитель имеет право в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы и возмещения возникших в связи с этим убытков.

При определении разумного срока, в течение которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора, необходимо ориентироваться на срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

В силу статей 22 и 23 Закона, требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении возникших у него убытков должны быть удовлетворены в течение десяти дней со дня их предъявления, а за нарушение этого срока, потребитель вправе требовать выплаты неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки неустойку.

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность , за недостатки товара (работы, услуги), которые возникли в товаре (работе, услуге) после его передачи потребителю из-за отсутствия у него такой информации.

Если отсутствие полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) привело к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

Особо отметим, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения в следующих случаях:

— если на товар (результат работы) изготовитель должен был установить срок службы или срок годности, но он не установлен;

— если потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности;

— если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья.

Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Изготовитель (исполнитель, продавец) может быть освобожден от ответственности только в двух случаях: — если представит доказательства того, что вред причинен вследствие непреодолимой силы; — если докажет, что вред причинен по вине потребителя — из-за нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Ответственность за нарушение сроков (неустойка)

За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Причем, потребитель вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (договором купли-продажи или договором окания услуг).

Законом предусмотрена ответственность в виде неустойки за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (устранения недостатков товара, замены товара с недостатками и т.д.).

Нарушения в кадровом делопроизводстве: виды и ответственность

Продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Размер такой неустойки законом не ограничен и может превышать стоимость товара.

Законом предусмотрена ответственность за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара. За это нарушение продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Сумма неустойки, взысканной потребителем за это нарушение, не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

За нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день просрочки. Сумма такой неустойки (пени) ограничена законом – она не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Аналогичный размер неустойки предусмотрен и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).

Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) в добровольном порядке.

Если дело рассматривается судом, то, руководствуясь статьей 333 ГК РФ, суд вправе уменьшить размер неустойки, если он явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Однако Верховный суд РФ разъяснил , что по делам о защите прав потребителей применение статьи 333 ГК РФ возможно только в исключительных случаях и по заявлению ответчика.

В решении суд обязан указать мотивы, которыми он руководствовался, уменьшая размер неустойки.

Ответственность за убытки, причиненные потребителю

Закон предусматривает ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) сроков удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками товара (работы, услуги) или сроков исполнения обязательства.

Убытками в силу статьи 15 ГК РФ являются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Убытки подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законом или договором.

Доказательством размера расходов, которые потребитель должен будет нести для восстановления своего нарушенного права, могут служить, например, смета затрат на устранение недостатков товара (работы, услуги), подготовленная независимой экспертной организацией.

Если продавец игнорировал предъявленные ему претензии, и потребитель был вынужден обратиться за консультацией к юристу, то документы по оплате этих услуг так же могут служить доказательством понесенных потребителем убытков.

Потребитель при определении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, вправе так же требовать выплаты ему разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на момент удовлетворения его требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченную организацию, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Ответственность за отказ удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке (штраф)

Если продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) отказался в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то при удовлетворении этих требований судом, с ответчика в пользу потребителя в обязательном порядке будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Этот штраф суд обязан будет взыскать даже в том случае, если потребитель такого требования не заявит.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 Л. А. ЧЕРНЫШЕВА

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕДОСТОВЕРНЫХ ИЛИ НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ
О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ

Важнейшим приоритетом в государственной политике Российской Федерации является борьба с коррупцией. Рядом нормативных правовых актов в 2013—2014 годах внесены существенные изменения в порядок привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, расширен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также утверждена новая форма справки о предоставлении вышеуказанных сведений.

Достаточно активно нарабатывается правоприменительная практика. В первом полугодии 2014 года 3 700 чиновников получили дисциплинарное взыскание после проверки их деклараций о доходах и расходах, 162 из них уволены по утрате доверия(1).

Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» важнейшей задачей надзорной деятельности является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. В этой связи необходимо систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Прокурорские проверки показывают, что наибольшее количество нарушений законодательства о противодействии коррупции совершается при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Это связано, во-первых, с небрежностью заполнения справок о данных сведениях, незнанием и непониманием требований к их заполнению.

Во-вторых, с недостаточным объемом полномочий кадровых служб по проведению самостоятельной проверки предоставляемых сведений.

В-третьих, с тем, что в соответствии с действующим законодательством привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя), а это, с свою очередь, приводит к безнаказанности государственных и муниципальных служащих, недобросовестно исполняющих обязанность своевременно и в полном объеме предоставлять требуемые законом сведения.

Стр.44

1. Встреча Сергея Иванова с представителями СМИ // Президент Рос-сии : офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/ coun-cils/by-councils/ (дата обращения: 12.09.2015).

Одним из эффективных методов предотвращения коррупционных правонарушений является обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить:

1) ограниченный круг правонарушений;

2) сферу применения дисциплинарной ответственности;

3) унифицированный подход, применяемый законодателем к порядку привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение норм Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Таким образом, дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе и за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах, можно определить как ответственность, наступающую вследствие нарушения норм Федерального закона «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы и статус лиц, замещающих отдельные должности, применяемую уполномоченным субъектом к правонарушителю, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в виде дисциплинарного взыскания.

Как уже отмечалось, за последние два года законодатель внес дополнения в ряд федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в различных органах государственной власти(1). Предусмотрен общий перечень составов коррупционных дисциплинарных проступков; введена категория «утрата доверия»; установлен общий порядок дисциплинарного производства (порядок наложения взыскания, сроки наложения взыскания и др.).

Рассматривая вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, необходимо отметить, что виды дисциплинарных взысканий достаточно разнообразны и регламентированы значительным количеством нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Например, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает такие дисциплинарные взыскания, налагаемые по указанным основаниям, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

На сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, а также в иных случаях в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

На сотрудников таможенных органов согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации,

Стр.45

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

увольнение из органов таможенной службы.

За коррупционные правонарушения во всех перечисленных законах предусмотрены такие же дисциплинарные взыскания, как и за нарушение служебной дисциплины в целом, с добавлением такого основания увольнения, как утрата доверия.

Исключением является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ст. 59.1 которого перечень видов дисциплинарных взысканий, налагаемых за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, ограничен замечанием, выговором, предупреждением о неполном должностном соответствии.

Немаловажным является вопрос о круге лиц, которые могут привлекать к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения.

По общему правилу дисциплинарная ответственность к служащим применяется только в порядке подчинения.

Для военнослужащих и служащих правоохранительных органов правило о прямой подчиненности не является определяющим, привлечь к дисциплинарной ответственности правомочно не только непосредственное (прямое) начальство, но и начальство более высоких уровней.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок — это одна из разновидностей правонарушения, поэтому ему присущи все признаки последнего.

Во-первых, в качестве дисциплинарного проступка могут выступать как действия, так и бездействие, которые определены в законе.

Если говорить о коррупционном правонарушении, то дисциплинарным проступком будет действие или бездействие, выраженное в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе в предоставлении недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах.

Во-вторых, ответственность наступает исключительно за виновные действия, т. е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка.

В-третьих, за совершение дисциплинарного проступка на государственного и муниципального служащего может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных правонарушений составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

Ответственность за предоставление недостоверной информации

Стр.46

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, служит неисполнение лицом обязанности по предоставлению сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность может наступить за непредоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление их в неполном объеме, предоставление недостоверных данных.

При анализе объективной стороны дисциплинарного проступка, как правило, устанавливается причинная связь между проступком и наступившими отрицательными последствиями.

Субъективная сторона дисциплинарного коррупционного проступка характеризуется любой формой вины (как умыслом, так и неосторожностью).

Субъектом дисциплинарного проступка, как уже отмечалось, является лицо, которое состоит в перечне лиц, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом он должен состоять в данном перечне на момент совершения проступка.

Основанием для применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения является доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, дисциплинарное взыскание налагается на основании рекомендации указанной комиссии.

Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, проводится в порядке, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации порядок проверки устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При применении мер дисциплинарной ответственности необходимо учитывать характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующее исполнение служащим своих должностных обязанностей.

Взыскание за коррупционное правонарушение применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим коррупционного правонарушения. В этот срок не засчитывается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, в других случаях его отсутствия на службе по уважительным причинам, время проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается определенная статья закона, в которой указано данное правонарушение как основание привлечения к дисциплинарной ответственности.

Копия акта о применении к служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается государственному служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Можно отметить, что на сегодняшний день в целом сформировалась правовая основа, ориентированная на профилактику коррупции, в том числе и по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Стр.47

16 Авг 2011 16:00

В соответствии со ст.

ответственность за предоставление недостоверной информации

25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице либо об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган, если такое представление предусмотрено законом. Наказание за такие нарушения — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.
Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.
Регистрирующий орган также вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Сделать это он может в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
В Письме ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации" раскрывается понятие "заведомо ложные". Оно означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений.
Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.
С субъективной стороны предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.
В этом Письме ФНС России поясняет, в каких случаях заведомо ложные сведения могут иметь место. Например, при представлении в регистрирующий орган сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества (выявление фактов неоплаты уставного капитала), адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), о паспортных данных физического лица.
При обнаружении данных об административном правонарушении составляется соответствующий протокол.
За представление заведомо ложных сведений отвечает должностное лицо юридического лица.
Как сказано в указанном выше Письме, статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ (о представлении заведомо ложных сведений), рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела судьей может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 318 АПК РФ постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Копии постановления направляются дисквалифицированному лицу, которое немедленно приводит постановление в исполнение путем прекращения управления юридическим лицом, а также лицу, уполномоченному прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
За осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом предусмотрена ответственность — административный штраф в размере 5000 руб.
Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб.
При поступлении в налоговый орган документов для государственной регистрации в случае указания в них в качестве единоличного постоянно действующего исполнительного органа юридического лица дисквалифицированных лиц налоговый орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Статья 171 УК РФ предусматривает наказание за незаконное предпринимательство.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением ее правил, а равно представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда она обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
То же деяние, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическим лицом при его создании допущены грубые либо носящие неустранимый характер нарушения закона или иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Такое право налоговым органам предоставлено Законом N 129-ФЗ.

Ответственность за представление недостоверных либо ложных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе

  <    Европейская юридическая коллегия     <     Регистрация фирмы

Физические и юридические лица вправе начать осуществлять предпринимательскую деятельность после внесения в единый реестр записи о государственной регистрации. Информация, отраженная в реестре доступна для всеобщего ознакомления и подразумевают добропорядочность лиц, представивших сведения о себе.
За федеральным исполнительным органом закреплена обязанность в проведении проверки данных до момента регистрации (пункт 3 статья 51 ГК РФ). Если отказа в регистрации не последовало, а позже выяснился факт недостоверности сведений, то ответственность понесет заявитель.

В зависимости от нарушения могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Кроме того, на основании статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ компания может быть ликвидирована, а деятельность ИП прекращена в судебном порядке.

Административная ответственность

1. Представление в регистрирующий орган недостоверных сведений влечет одно из наказаний установленных частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ:
• предупреждение;
• штраф должностных лиц в размере 5000 рублей.

При выявлении нарушения государственной регистрации юридическим лицом (или ИП) составляется протокол об административном правонарушении на руководителя компании (или на ИП).

2. За подачу документов в регистрирующий орган, содержащих заведомо ложные сведения, частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрено наказание:
• штраф должностных лиц в размере 5000 рублей;
• или дисквалификация должностных лиц сроком до 3-х лет.

Рассмотрение дела о правонарушении происходит в суде и если руководителя признают виновным в совершении противоправного действия, а именно подаче ложных сведений, судья вынесет постановление, содержащее определенное административное наказание.

Термин «заведомо ложные сведения» подразумевает указание неверной информации в документах заявителем, при этом имеющим умысел и понимающим что сведения искажены. Например, фактическое местонахождение компании не соответствует заявленному юридическому адресу.

Дисквалификация – это запрет на занимание руководящей должности. После вступления постановления в законную силу должностное лицо должно быть отстранено от управления юридическим лицом.

Не выполнение указанного требования приведет к взысканию штрафа:
• с руководителя, продолжающего работу в должности в размере 5000 рублей;
• с компании, управление которой находится в его ведении в размере до 100000 рублей.

Уголовная ответственность

Если в результате деяния причинен крупный ущерб физическим, юридическим лицам или государству, либо извлечен доход в крупном (особо крупном) размере наступает уголовная ответственность. Статьей 171 УК РФ подача в федеральный исполнительный орган осуществляющий регистрацию документов, содержащих заведомо ложные сведения, приравнивается к незаконному предпринимательству.

Классификация дохода для определения меры наказания следующая:
• крупный размер – свыше 1,5 млн. рублей;
• особо крупный – превышающий 6 млн. рублей.

Виды наказаний:

1.

Ответственность за неправильное ведение, хранение, учет или выдачу трудовых книжек

Правонарушение без отягощающих обстоятельств:
• штраф до 300000 рублей;
• удержание заработной платы (иного дохода) осужденного за период до двух лет;
• обязательные работы сроком до 480 часов;
• арест на срок до 6 месяцев.

2. Деяние, совершенное организованной группой или извлечение дохода в особо крупном размере:
• штраф 100000 — 500000 рублей;
• удержание заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до трех лет;
• принудительные работы на срок до 5 лет;
• лишение свободы сроком до 5 лет и штраф до 80000 рублей, либо удержание заработной платы (иного дохода) за период до 6 месяцев, либо без такового.
Комбинирование видов наказаний не предусмотрено. Судья вправе назначить только один из вышеизложенного перечня.

Кроме того, пострадавшая сторона может потребовать возмещения понесенных убытков от лица, недостоверные сведения которого были включены им в государственный реестр сознательно.

Смотрите также:

     Формы документов, используемых при государственной регистрации и требования к их заполнению  (опубликовано 12.06.2014)
     Ответственность за нарушения при государственной регистрации  (опубликовано 30.05.2014)
     Выбор организационно-правовой формы: ООО, ЗАО, ОАО  (опубликовано 08.05.2014)

9 апреля 2014Теория Какая существует ответственность за нарушение права на доступ к информации?

За нарушение права на доступ к информации законодательством установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовный кодекс РФ

Статья 140.

Какова ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в 2018 году

Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и информации, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

КоАП содержит достаточно большое количество статей, устанавливающих ответственность за нарушение права на доступ к информации в различных сферах жизнедеятельности. Вот некоторые из них:

Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Ст. 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет

Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 до 1500 рублей.

3. Другие виды ответственности

3.1. За нарушение госслужащим требований законодательства о доступе к информации его руководитель может применить к нему меры дисциплинарной ответственности:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

(ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Применительно к сотрудникам организаций, не являющихся органами власти, могут быть применены следующие дисциплинарные меры:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

(ст. 192 ТК РФ).

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то он вправе требовать от виновного лица в судебном порядке возмещения причиненных убытков (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 15 ГК РФ).

Более подробно ознакомиться с различными вариантами дисциплинарной ответственности в отношении отдельных лиц (судей; муниципальных служащих) Вы можете в нашем методическом пособии «Доступ к информации в Российской Федерации», раздел 9.3.

Обсудить (1)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *