Российская федерация как демократическое государство

Российская федерация как демократическое государство

РФ — демократическое государство.

Демократия – власть народа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — "демократия" в переводе с древнегреческого).

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ст.

РФ — демократическое государство.

3), — являются референдум и свободные выборы".

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", референдум — это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти — это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Другое дело, что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверенитета Российской Федерации явилась Декларация "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР.

Впервые носителем суверенитета и источником государственной власти в России признается ее многонациональный народ и закрепляется его право непосредственно осуществлять государственную власть.

В целях защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации и руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете, 31 октября 1990 г. Верховный Совет принял Закон "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР".

Основные идеи Декларации и Закона получили отражение в действующей Конституции РФ. Так, в ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; в ст. 4 — что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами РФ, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — Президентом и Правительством России, а также государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из существенных средств защиты государственного суверенитета Российской Федерации — законодательная и другая нормотворческая деятельность ее государственных органов.

Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Это органы публичной власти, т.е. государство и местное самоуправление.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы". Выборы – это непосредственное голосование граждан, с целью формирования публичных органов власти. К иным формам относят: конференции граждан, собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации и др.

РФ — светское государство.

ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация являетсясветским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность на основе со своей собственной иерархической и институционной структуры, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон ог 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное а целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются и культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государстве и иных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).



Россия —демократическое государство.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопросы:

1. РФ – государство народовластия.

2. Территориальная целостность и суверинитет – важнейшие характеристики федеративного государства.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это положение отражает главные цели строительства нашего государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

В соответствии с действующейКонституцией РФ 1993 годасовременное Российское государствохарактеризуется как.

— демократическое;

— правовое;

— с республиканской формой правления;

— социальное;

— светское;

— федеративное;

— суверенное

Россия —демократическое государство.

Демократическим признается государство, в котором, с одной стороны, на практике реализуется принцип народовластия, то есть реальная власть принадлежит народу, с другой — права и свободы человека, являясь высшей ценностью, обеспечены и защищены.

Россия как демократическое государство имеет следующие конституционные характеристики:

1. Единственным источником власти в России и носителем суверенитета является ее многонациональный народ. Это означает, что наша страна провозглашается государством народовластия или демократическим государством (слово "демократия" в переводе с древнегреческого означает "народовластие").

Российская Федерация – демократическое государство

Народ Российской Федерации ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в России. Только свободно выраженная воля народа создает государство и придает государственной власти и ее органам законность, правомерность. Поэтому все государственные органы должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции, и только в его интересах. Государственная власть в России вторична, производна от власти ее народа, поэтому является лишь способом, формой, с помощью которой народ реализует свое самоуправление, свои интересы.

2. Россия как демократическое государство характеризуется также тем, что никто, никакая организа-

ция, орган, должностное лицо не могут присваивать власть народа.

3. Понятие "демократическое государство" неразрывно связано с такими понятиями, как "конституционное" и "правовое государство".

4. Важнейшим признаком российского демократического государства является реальное народовластие.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в зависимости от формы волеизъявления народа различаются непосредственная и представительная демократия.

Непосредственная демократия— это прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. "Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в статье 3 Конституции РФ, — является референдум и свободные выборы". Иными формами прямого народовластия могут быть общие собрания граждан, народная законодательная инициатива, отзыв депутата представительного органа, плебисцит, личное участие в деятельности органов власти и др.

Представительная демократия —осуществление народом власти через выборные учреждения, представляющие граждан и наделенные правом принятия решений, выражающих волю народа или части населения. Органы государственной власти РФ — Президент РФ, парламент России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления состоят из полномочных представителей народа, которые выражают его волю в принимаемых законах, иных правовых актах, регулирующих отношения между человеком, обществом и государством.

5. Отличительная черта демократического государства — признание, охрана и защита прав человека.

Конституция РФ провозгласила, что каждый человек, его права и свободы являются высшей ценностью в обществе и государстве. Одновременно устанавливается конституционная обязанность государства — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности приоритет принадлежит именно человеку как высшей ценности. Конституционные права и свободы в России принято разделять на 3 основные группы: личные (или гражданские); политические; социально-экономические и культурные. Это деление основано на международных стандартах в области прав человека, установленных Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международными пактами о правах человека (1966 г.).

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 781;

Российская Федерация -Демократическое государство.

Так называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство— важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционногои правовогогосударства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия— осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной властии принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.

Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина— другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т.

Российская Федерация -Демократическое государство.

е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Конституционная характеристика Российской Федерации как демократического государства

Россия — демократическое государство. Это наиболее общая, важная и емкая характеристика современной российской государст­венности, в сущности, включающая в себя и другие его общие призна­ки. Совершенно ясно, что действительно и последовательно демокра­тическое государство не может не быть правовым и социальным, ибо вне подчинения праву, вне соблюдения и защиты прав человека, вне служения государства гражданскому обществу нет и не может быть сегодня подлинной демократии. Точно так же трудно себе представить реально демократическими общества и государства, основывающиеся на теократических или клерикальных началах, поскольку это не может не нарушать или серьезно ограничивать права и свободы людей иных конфессий. Произвольно именоваться демократическими могут и дей­ствительно именуются, в том числе в их конституциях, и теократичес­кие, и тоталитарные государства. Но от этого они не становятся в дей­ствительности таковыми, ибо вся их реальная организация и деятель­ность подчинены антидемократическим устоям и принципам.

Демократизм РФ базируется прежде всего на конституционном закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разде­ления властей, выборности основных государственных органов, свобо­ды общественной самоорганизации и самодеятельности, политическо­го плюрализма и идеологического многообразия, местного самоуправ­ления и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; ст. 2 — что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; ст. 10 — что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы этих влас­тей самостоятельны. В Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятель­ны (ст. 12, 130—133), а также признаются идеологическое и политичес­кое многообразие, многопартийность (ст. 13). Как уже подробно гово­рилось в главе 4 учебника, в Конституции РФ закрепляется и гарантируется широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. В целом ряде других статей (ст. 81, 96, 97 и др.) четко определяются демократи­ческие принципы избирательной системы РФ.

В трактовке демократического характера РФ особенно важен тезис о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ.* Не тот или иной класс, социальный слой или группа людей, не та или иная нация или иная этносоциальная общность, а именно российский многонацио­нальный народ как целое, как общегосударственное единство граждан страны независимо от их социальных, этнических, конфессиональных и иных различий. Не случайно та же ст. 3 Конституции РФ в своей четвертой части заявляет, что никто не может присваивать власть в РФ, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Российское государство как демократическое государство

Это положение прямо вытекает из того, что суверенитет в РФ непосредственно принадлежит всему многонацио­нальному российскому народу, а не его части и никакого другого источ­ника власти здесь нет и быть не может. А это в свою очередь означает, что любая власть в стране призвана выражать и защищать волю и интересы суверенного российского народа и только такая государст­венная власть может и должна признаваться легитимной и законной. В Уголовном кодексе РФ (ст. 278, 280), в частности, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные при­зывы к насильственному изменению конституционного строя рассмат­риваются как преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Все это означает, что только сам народ, его волеизъявление могут служить легитимной и правовой основой изменения существующего государственного строя.

* Отдельные авторы высказывают свое несогласие с указанной конституционной формулой о «многонациональном народе», которую предлагается заменить другой — «многонародная нация» (Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. №3. С. 36). На наш взгляд, такая замена не улучшит, а ухудшит текст Конституции РФ. Во-первых, в конституции, нельзя использовать понятия (в данном случае понятие «нация») в их сугубо субъективной, дискуссионной трактовке. Во-вторых, народ страны, особенно многонациональной, — явление более широкое, чем отдельная нация (этнос), в связи с чем не он должен рассматриваться как часть многонационального народа, а та или иная этнонация как часть многонационального народа. В-третьих, понятие «многонародная нация» может вновь поставить под вопрос признание реальности самостоятельных этнонаций, поскольку наций внутри наций быть не может. Напротив, понятие «многонациональный народ» четко выражает ею гражданское единство в этнонациональном многообразии.

В соответствии со стандартами демократических конституций многих стран мира Конституция РФ (ч. 2 и 3 ст. 3) говорит об осу­ществлении народом своей власти непосредственно (непосредствен­ная, прямая демократия), а также через органы государственной влас­ти и органы местного самоуправления (представительная, опосредованная демократия). Сочетание таких двух форм и механизмов наро­довластия, как непосредственная демократия и представительная де­мократия, — один из важнейших признаков демократического госу­дарства. Непосредственная демократия — это форма и механизм осу­ществления народовластия, опирающиеся на прямое, неопосредован­ное кем-либо волеизъявление народа или какой-либо части граждан. Конституция РФ рассматривает референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа (подробнее об этом см. в гл. 9 учебника). Другими формами и механизмами непо­средственного выражения власти народа можно считать общие собра­ния (сходы) и конференции граждан села или района, собрания из­бирателей, индивидуальные и коллективные обращения, петиции в государственные органы и органы местного самоуправления. В отли­чие от этого,представительная демократия — это форма и механизм осуществления народовластия опосредованно, через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего выборные. В основе представительной демократии в РФ лежит вы­борность Государственной Думы, конституционные принципы фор­мирования Совета Федерации, выборность законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, о чем подробно говорится в последующих главах.

Вслед за народным суверенитетом, Конституция РФ закрепляет и производный от него государственный суверенитет РФ в трех основ­ных положениях: а) суверенитет РФ распространяется на всю ее тер­риторию; б) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховен­ство на всей территории РФ; в) РФ обеспечивает целостность и непри­косновенность своей территории. Действительный суверенитет РФ был провозглашен еще в июне 1990 г. в принятой тогда Первым съез­дом народных депутатов Декларации о государственном суверенитете РСФСР после нескольких десятилетий ее реально несуверенного (хотя формально, по Конституции СССР, суверенного) существования в составе СССР. Конституция РФ в указанных и других положениях закрепила и упрочила суверенитет РФ уже в отсутствие распавшегося СССР.

Суверенитет государства и его территория — это неразрывно свя­занные явления, поскольку последняя определяет пространственные границы первого. Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и террито­риальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется также на континентальный шельф и на исключи­тельную экономическую зону РФ, хотя права и юрисдикция тут опре­деляются федеральным законом и международным правом. Приведен­ные выше конституционные положения подчеркивают верховенство и единство государственной власти РФ, что особенно важно в федера­тивном государстве. Из этого вытекает разноуровневый характер суве­ренитетов РФ и ее субъектов — республик.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 434 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *