Срок рассмотрения представления прокурора

Срок рассмотрения представления прокурора

Протест прокурора

Протестпрокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

Протест прокурора.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Представление прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Представление имеет письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

Порядок и сроки рассмотрения надзорного представления прокурора

Бызова М., помощник Чайковского городского прокурора Пермского края.

Представление об устранении нарушений закона, именуемое также надзорным <1>, — сегодня один из ключевых инструментов восстановления законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

<1> Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2008. С. 5. Термин "надзорное представление" не следует отождествлять с надзорным представлением, вносимым прокурором на вступившее в законную силу судебное решение.

Полномочие прокурора по внесению этого акта закреплено главным образом в ст. 24 Закона о прокуратуре (далее — Закон). Однако недостатки юридической техники законодателя, выражающиеся в неточности формулировок, неоднозначном построении правовых норм, обусловливают возникновение определенных проблем при его реализации, что в конечном итоге сказывается на эффективности прокурорского реагирования.

Законодатель не конкретизирует основания внесения надзорного представления. До настоящего времени не нашла законодательного разрешения дискуссия о том, что необходимо понимать под термином "закон", надзор за исполнением которого осуществляет прокуратура (п. 1 ст. 1 Закона). Поэтому вопрос о понятии "нарушение закона", призванном определить границы прокурорского надзора и прокурорского реагирования, остается нерешенным, что создает трудности в правоприменении. Не менее важен и практически значим вопрос о порядке и сроках рассмотрения представления.

Установлено, что надзорное представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Следовательно, законодатель устанавливает два срока: срок рассмотрения представления и срок реализации мер по устранению нарушений закона. Но понятие безотлагательности в законе не конкретизируется, не приводится и соответствующий временной интервал. "Безотлагательный" означает "спешный, не терпящий отлагательства, промедления" <2>. Исходя из буквального толкования термина, надзорное представление должно быть рассмотрено его адресатом немедленно после получения. В специальной литературе указывается, что это требование закона целесообразно учитывать как необходимость определения руководителем персонального состава исполнителей по внесенному представлению в течение трех дней с момента регистрации акта прокурорского реагирования в соответствующем органе <3>. Но в указанный срок подбирается состав исполнителей представления, а точнее, лиц, которые будут рассматривать представление по существу, проведут дополнительную проверку, если это необходимо, и представят руководству свое заключение о законности и обоснованности внесенного представления. Следовательно, понятие безотлагательности трактуется авторами не как срок рассмотрения представления по существу с принятием окончательного решения, а как срок, предоставленный для организации деятельности по его рассмотрению.

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 41.
<3> Основания наступления административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора: Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Часть 1. Пермь, 2005. С. 23.

В большинстве случаев срок рассмотрения представления отождествляется со сроком его исполнения, т.е. сроком принятия необходимых мер. Поэтому зачастую решение об удовлетворении или отклонении представления принимается в течение месяца с момента внесения представления, и нередко — за его пределами.

Следует признать, что правовая норма о безотлагательности рассмотрения представления не действует: не выработаны механизмы ее реализации и контроля за исполнением. Во-первых, незакрепление легального определения понятия "безотлагательность" порождает произвольное его толкование. Во-вторых, не предусмотрена обязанность адресата немедленно сообщать прокурору о принятом решении. Вместе с тем фиксация этой обязанности в законе позволила бы прокурору контролировать фактический срок рассмотрения его представления и исполнение этой нормы закона, а при его отклонении представляла бы возможность оперативного принятия иных мер прокурорского реагирования, что особенно важно, когда требуется немедленное устранение нарушений закона.

Ранее этой цели отвечало предписание прокурора. Но на сегодняшний день вопрос о правовых средствах реагирования, направленных на немедленное устранение нарушений закона, остается открытым. Поэтому представляется целесообразным восстановить право прокурора на внесение предписаний об устранении нарушений закона.

Думается, что потребности в правовой норме о безотлагательном рассмотрении представления с точки зрения фактического ее исполнения нет, поскольку такое рассмотрение не всегда объективно возможно. С другой стороны, подобное требование прокурора, отраженное в представлении, имеет сигнализационное значение, поскольку акцентирует внимание поднадзорного субъекта на важности поставленных вопросов и необходимости оперативного его рассмотрения.

Второй срок, т.е. срок принятия мер по устранению нарушений закона, исчисляется с момента внесения представления. При этом не ясно, что должно пониматься под внесением представления: дата его исходящей регистрации в прокуратуре или дата входящей регистрации у адресата? Нередко срок исчисляется с даты исходящей регистрации представления в прокуратуре. В некоторых случаях для прокуроров более предпочтительно самостоятельное обозначение даты, до истечения которой должны быть приняты меры по устранению нарушений закона и направлен письменный ответ.

Полагаем, что разрешить эту ситуацию поможет законодательное закрепление правила о том, что срок по устранению нарушений закона традиционно включает в себя 30 суток и исчисляется со дня поступления представления адресату. Это позволит более точно отразить идею законодателя (а она видится именно в этом) и пресечь уменьшение этих сроков прокурорами. Для реализации указанного положения и усиления контроля за рассмотрением актов реагирования прокуроры должны будут предельно сокращать интервал между датой подготовки представления, его регистрации в качестве исходящей корреспонденции и датой входящей регистрации у адресата.

Еще одна проблема, возникающая на практике, вызвана тем, что редакция абз. 2 п. 1 ст.

Сроки рассмотрения протеста

24 Закона недостаточно конкретна. В нем говорится, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры, а об их результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Во-первых, из приведенной нормы прямо не следует, что это сообщение должно направляться прокурору в течение месяца с момента внесения представления. Предложение, из которого состоит абзац, сложносочиненное. Простое предложение, в которое облечена норма о сообщении прокурору результатов принятых мер, — самостоятельная часть сложносочиненного предложения и не подчинено первой части, закрепляющей срок принятия мер по устранению нарушений закона. Следовательно, только с помощью метода логического, но не грамматического толкования можно соотнести срок сообщения ответа прокурору с месяцем, в течение которого должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, и сделать вывод, что такой ответ должен направляться в течение месяца с момента внесения представления.

Во-вторых, ст. 24 Закона не предусматривает обязанности поднадзорного субъекта направлять прокурору ответ о результатах рассмотрения представления. Законодатель употребляет здесь словосочетание "результаты принятых мер", под которым следует понимать итог действий, предпринимаемых во исполнение требований прокурора. Если представление отклонено, т.е. меры по восстановлению законности не принимались, об их результатах и говорить не приходится. Поскольку результатов принятых мер нет в связи с их непринятием, то, исходя из логики законодателя, поднадзорному субъекту не о чем сообщать прокурору. Поэтому он вправе вообще не направлять ему какого-либо ответа.

Подобное законодательное закрепление процедуры рассмотрения представления фактически дискредитирует полномочие прокурора требовать ее соблюдения, а в случае нарушения возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП. При рассмотрении дела об административном правонарушении, выразившемся в несообщении прокурору о результатах принятых мер, суд может буквально истолковать эту норму. Если надзорное представление прокурора было отклонено, а сообщение об этом не направлялось, суд вправе вынести постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку сообщение о результатах принятых мер и сообщение о результатах рассмотрения представления — два разных понятия. Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, возможно и в том случае, если ответ прокурору был направлен за пределами месячного срока, поскольку законодатель не определил порядок его исчисления, не возложил на поднадзорный субъект обязанность направления ответа именно в указанный срок.

Некоторые из обозначенных правовых пробелов прокуроры восполняют самостоятельно, включая соответствующие требования в резолютивную часть представления. Это объясняется стремлением повысить результативность их деятельности. Но подобные требования не подкреплены мерами государственного принуждения, что негативно сказывается как на эффективности прокурорского реагирования, так и на активности самих прокуроров, объективно оценивающих несостоятельность существующего властного полномочия.

Возможно, по этой причине ни в статистических отчетах органов прокуратуры, ни в порядке единовременного предоставления информации нет данных, отражающих количественный показатель деятельности прокуратуры по привлечению поднадзорных субъектов к административной ответственности за нарушение процедуры рассмотрения актов реагирования.

Указанное позволяет прийти к выводу, что наряду с расширением полномочий прокуратуры одно из основных направлений повышения эффективности ее деятельности — более детальная регламентация уже имеющихся полномочий, в частности по внесению надзорного представления.

Сроки рассмотрения протеста

Основной срок: протест рассматривается не позднее 10ти дней с момента поступления – это общий срок, который наиболее часто, практически всегда реализуется в практике прокурорской деятельности. О результатах рассмотрения протеста руководитель либо орган должен незамедлительно сообщить прокурору.

Сокращенный срок: речь идет об исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона. Это такие обстоятельства, которые могут привести к серьезным, тяжким последствиям – причинение вреда жизни и здоровью граждан, причинение вреда окружающей среде, вероятность техногенной катастрофы и т.д. Это, например, труд несовершеннолетних с нарушением норм трудового кодекса, нарушение правил охраны труда и техники безопасности, нарушение правил эксплуатации ж\д, автомобильного, воздушного транспорта и т.д. Этот срок нигде не установлен. На практике сокращенный срок менее 3 дней не является оптимальным, на практике сокращенный срок устанавливается на срок от 3х и более дней. Если ситуация требует безотлагательного вмешательства прокурора, то нужно вызывать руководителя и объявлять предостережение, если не поможет, то обращаться в вышестоящую прокуратуру.

3ий срок: рассмотрение протеста коллегиальными органами, когда протест рассматривается на ближайшем заседании представительного, законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании.

Необходимо иметь ввиду, что органы управления и должностные лица обязаны проинформировать прокурора о дне рассмотрения протеста (если протест рассматривается коллегиальным органом). В данном случае необходимо ориентироваться на статью 7 Закона о Прокуратуре, устанавливающую, что прокурор вправе присутствовать органах представительной власти, органов местного самоуправления, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Протест может быть отозван тем прокурором, который принес протест. Может ли отозвать протест вышестоящий прокурор? – в силу единства и централизации прокурорской системы вышестоящий прокурор вправе отозвать протест, который принес нижестоящий прокурор.

Вопрос об обращении прокурора в суд о признании недействующим или недействительным правового акта. Речь идет о трансформации протеста в заявление. В каких случаях прокурор обращается в суд с соответствующим заявлением?

1. когда требования, изложенные в протесте, не исполнены, либо правовой акт не отменен или не изменен

2. когда заранее понятно, что требования прокурора выполнены не будут. Например, прокурор неоднократно приносил протесты должностному лицу, однако эти требования не удовлетворялись.

3. Когда правовой акт принят коллегиальным органом, органом законодательной власти или органом местного самоуправления и отмена данного акта не терпит отлагательства

Необходимо иметь ввиду, что прокуроры не могут одновременно приносить протест или обращаться в суд о признании акта недействительным или недействующим, также прокуроры не вправе после вынесения судебного решения приносить протесты. В данном случае необходимо действовать в соответствии с процессуальным законодательством.

В данном случае также необходимо иметь ввиду, что на нормативные правовые акты законодательных органов субъектов РФ судом не может быть принято решение о признании данных правовых актов недействительными, то есть нормативные акты в данном случае признаются противоречащими закону и недействующими. Если возникает необходимость отмены таких актов, в случае если они противоречат конституции РФ и федеральным законам прокурор вправе обращаться в суды общей юрисдикции, но если речь идет об уставах либо конституциях республик в составе РФ, то прокуроры субъектов РФ после принесения протеста обязаны, в случае его неудовлетворения, направить необходимые материалы Генеральному прокурору РФ.

В какой срок рассматривается представление прокуратуры

Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с соответствующим запросом в конституционный суд РФ.

Если речь идет о нормативных актах нарушающих права юридических лиц и предпринимателей, то прокурор обращается с соответствующим заявлением в арбитражные суды.

Обращение прокурора в суды общей юрисдикции осуществляется в соответствии со статьей 45 ГПК, в арбитражные суды – в соответствии со статьей 52 АПК РФ.

Структура и содержание протеста

Форма протеста: протест должен содержать в правом верхнем углу указание адресата, то есть кому (какому органы или должностному лицу) адресуется протест. В левом верхнем углу обычно идет штамп прокуратуры, указание исходящего номера, даты, наименование самой прокуратуры, её адрес, телефон, факс.

Чуть ниже посередине содержится наименование акта прокурорского реагирования – протест, здесь же наименование опротестованного акта, кем издан, дата и номер правового акта.

Допустимо указание на источники информации, далее идет описательно описательно-мотивировочная часть. Далее изложение части или всего правового акта, содержащего нарушение закона, далее следует юридическое обоснование протеста, изложение оснований в силу которых опротестованный акт признается незаконным с обязательным указанием нарушенного закона, когда и кем этот закон издан и содержание соответствующих правовых норм. Далее можно поставить вопрос о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, возмещения ущерба, указать на возможные последствия неисполнения требований прокурора.

Далее следует переход от описательно-мотивировочной к резолютивной части протеста – «на основании изложенного в соответствии со статьей (статьями) 22, 23 закона «о прокуратуре РФ». Чуть ниже слово «требую». Что же он требует?

1. Отмены либо изменения незаконного правового акта

2. Восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан

3. Привлечения к дисциплинарной ответственности

4. Рассмотрения протеста не позднее 10ти дней, о результатах незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме

Далее слева следует указание на должность, классный чин прокурора, справа — его подпись и расшифровка подписи.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

1. Прокуроры не указывают конкретного адресата

2. В резолютивной части требуют привлечения к ответственности должностное лицо, которому адресуется сам протест

3. Пишут протест именем РФ

4. Указывают классный чин не соответствующий должностному положению

5. Не указывают к какой ответственности может быть привлечен адресат в случае неисполнения требования (административной)

7.4.

Согласно части 1 статьи 24 Закона прокурор, в зависимости вот характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушения закона, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, о дисциплинарном производстве или о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении правонарушителя (ст. 250 КУоАП).

Основанием возбуждения уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в соответствии с требованиями закона является наличие достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения.

63. Порядок внесения и рассмотрения протеста прокурора

Это означает, что дело может быть возбуждено только в том случае, когда сообщенные или полученные в ходе последующей проверки данные свидетельствуют о том, что деяние имело место в действительности и что оно содержит признаки правонарушения, предусмотренного конкретной статьей соответствующего нормативного акта.

Постановление, выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать определенным требованиям. Если речь идет о возбуждении уголовного дела, прокурор руководствуется ст. 98 УПК Украины. В этом случае в постановлении должны быть указаны:

1) время, место вынесения постановления;

2) кем оно составлено;

3) повод и основания к возбуждению дела;

4) статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено;

5) сведения о дальнейшем направлении уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Так в вводной части указывается наименование постановления, время и место составления, должность, звание, инициалы и фамилия лица, вынесшего постановление; в описательно-мотивировочной излагаются поводы и основания к возбуждению уголовного дела; в резолютивной – принимаемое решение о возбуждении уголовного дела с указанием квалификации преступления по соответствующей статье Уголовного кодекса Украины, а также о дальнейшем направлении дела. Постановление о возбуждении уголовного дела является важным процессуальным документом и строгое соблюдение предъявленных к нему требований – одна из гарантий законности и обоснованности возбуждения уголовных дел.

В случаях возбуждения дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы:

1) наименование постановления с указанием времени, места составления;

2) кем оно составлено;

3) содержание правонарушения;

4) правовые обоснования ответственности виновного лица;

5) указания на нарушенный закон;

6) требование прокурора о наложении взыскания;

7) должностное положение и классный чин прокурора;

8) сроки рассмотрения постановления, а также подпись прокурора.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного или административного производства подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом или соответствующим органом не позднее, чем в 10-дневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору.

Статья 23. Протест прокурора


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *