Судей конституционного суда назначает

Судей конституционного суда назначает

Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге.

Кем назначаются судьи конституционного суда?

Срок полномочий судьи Конституционного Суда — 12 лет, предельный возраст пребывания в должности — 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых — несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.

Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение конституционного суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.

Судьей конституционного суда может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судей конституционного суда могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья конституционного суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.

Судья конституционного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья конституционного суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Судья конституционного суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

На судей конституционного суда распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи конституционного суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Деятельность конституционного суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом конституционного суда.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Существенная сторона гарантий деятельности конституционного суда – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях.

Срок полномочий судьи КС РФ (ст.12 ФКЗ):

§ Судья КС назначается на должность на срок 15-ть лет.

§ Предельный возраст — 70 лет (с 01.01.2005г).

§ Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается.

§ Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

§ Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Статус судьи КС РФ.

Судьи КС не избираются, а назначаются Советом Федерациитлг числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судью КС Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).

Срок полномочий членов КС установлен 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи КС — 70 лет3. Председатель КС и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого КС определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается. Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Закона о Конституционном Суде).

Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

(Глава II. Статус судьи Конституционного Суда
Российской Федерации- ФЗ)

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.



Кем назначаются судьи конституционного суда?

Конституционный Суд занимает важное и особое место в российской судебной системе и это понятно всем людям. Но у многих обычных граждан возникает вопрос: Кем назначаются судьи конституционного суда? и на этот вопрос есть только один ответ. Судьи в этот судебный орган назначаются Советом Федерации по ходатайству самого Президента России. А судей всех остальных судов назначает только Президент без участия в этом Совета.

Кто уполномочен назначать судей Конституционного суда?

По Конституции РФ формирование судейского корпуса проводится на основе общих действий разных веток государственной власти. Конституция регламентирует полномочия Президента России, а также судебной и представительской власти. В Конституции установлен и порядок назначения судей.

Взаимодействие властей заключается в том, что именно Президент имеет по Конституции единую власть предлагать кандидатуры на пост судьи Конституционного суда. Но назначать их может лишь Палата Федерального Собрания РФ. Тут идет речь о полном взаимоотношении полномочий Президента и Совета. Совет не имеет права назначить судьей в этот судебный орган какого-то кандидата без рекомендации Президента, но может и не принять представленную им кандидатуру. Поэтому общее взаимодействие Президента и Федерального Совета и приводит к назначению судей в Конституционный Суд. Таким образом, установлено и существует равноправие в действии властей, и Президент действует по Конституции, как и любой гражданин страны.

Как происходит процесс назначения судей?

Совет Федерации обязан рассмотреть назначение возможных кандидатов на должность судьи в срок не позже 14 дней с момента получения от Президента представления о назначении кандидатуры. Отбор кандидатов заранее проходит на конкурсной основе, будущий судья сдает квалификационный экзамен.

Стоит отметить, что Президент может предложить Совету кандидатуру человека только с положительным заключением квалификационной коллегии судей. Предложения о кандидатах Президенту могут вносить депутаты, высшие судебные органы, юридические научные заведения. Кандидатом может быть человек с высшим юридическим образованием, возрастом не меньше 40 лет и стажем безупречной работы юристом не менее 15 лет.

Каждого судью назначают на пост методом тайного голосования в индивидуальном порядке.

157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи

Кандидат, который получит больше всего тайных голосов и будет назначен на должность.

После назначения новый судья принимает присягу, в которой обещает добросовестно и честно выполнять свои обязанности и подчиняться только Конституции РФ.

Срок полномочий нового судьи не ограничивается каким-то конкретным сроком, но возраст пребывания на должности обычно не превышает 70 лет. Должность судьи неприкосновенна и его не могут привлечь к ответственности за мнение, высказанное во время рассмотрения дела в Конституционном Суде. Но есть одно исключение – если вступивший в силу судебный приговор установил вину судьи, которая заключается в превышении его служебных полномочий. Вопросы по возбуждению дела против судьи Конституционного Суда решаются председателем следственного комитета РФ с согласия Верховного Суда.

В.Т. Батычко
Правоохранительные органы в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

11. Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд РФ высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ.

—  рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

—  проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

—  дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

—  обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

• 1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

2) гражданские дела:

а)  об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б)  оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в)  оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

г)   приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;

д)  оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);

е)   по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

—  Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядкезаконность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;

—  Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядкезаконность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;

—  Верховный Суд РФ осуществляет пересмотропределенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Закон не ограничивает сроком полномочия судей ВС РФ; предельный возраст пребывания в этой должности — 65 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ:

—  высшее юридическое образование;

—  достижение 35-летнего возраста;

—  стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

—  соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

—  Пленум;

—  Президиум;

—  Кассационная коллегия;

—  Судебная коллегия по гражданским делам;

—  Судебная коллегия по уголовным делам;

—  Военная коллегия.

Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки законности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают:

—  по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ;

—  в кассационной инстанции проверяются законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решении судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) среднего звена;

—  в порядке надзора судебные коллегам Верховного Суда РФ проверяют по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждает состав Президиума ВС РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутствии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ:

—  проверка в порядке надзора по протестам Председателя ВС РФ или Генерального прокурора РФ законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена, а также судебных коллегий ВС РФ;

—  анализ и обобщение судебной практики;

—  решение вопросов работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

—  анализ состояния законности и преступности в РФ;

—  иные полномочия.

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов ВС РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, другие приглашенные лица. Участие генпрокурора в заседаниях Пленума ВС РФ обязательно.

Кем и как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность?

Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Верховного Суда РФ, министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, поставленным на рассмотрение Пленума Председателем ВС РФ и министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание Лица.

Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ, ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из членов Верховного Суда РФ.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:

—  рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ;

—  дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов общей юрисдикции постановлений Пленума ВС РФ);

—  утверждение по представлению Председателя ВС РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума;

—  утверждение по представлению Председателя ВС РФ состава Научно-консультационного совета при ВС РФ;

—  заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий ВС РФ;

—  решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ;

—  иные полномочия, предусмотренные в законе.

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Вертикальная интеграция и диверсификация- части корпоративной стратегии
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Вертикальная интеграция и диверсификация как части корпоративной стратегии
Вероятность события
Верховой доменной печи
Весовщик-счетчик (Выпуск №10 ЕТКС)
Вещественные доказательства


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *