Торговый сбор в Москве

Торговый сбор в Москве

Главная » Налоги » Кто платит торговый сбор в 2018 году

Кто платит торговый сбор в 2018 году

Вернуться назад на Торговый сбор 2018

Торговый сбор – это новый вид налоговых платежей, который является обязательным! По классификации ст. 15 НК его причисляют к местным налогам, что означает следующее: сбор могут установить в любом населенном пункте на основании решения местных властей. Для трех городов федерального значения требуется издание регионального закона. На сегодняшний момент сбор введен только в Москве (см. закон г. Москва № 62).

Торговый сбор обязателен к уплате ИП и организациями, которые работают в торговой сфере. Сбор действует для любого вида торговли (опт / розница), способ продвижения (стационарная / нестационарная сеть) и вид реализуемого товара никакого значения не имеют. Но, как и всегда, есть отдельные исключения.

Кто освобождается от торгового сбора? Сбор не платят ИП на патенте, а также ИП и юрлица на ЕСХН. Еще один важный момент: сбор признается несовместимым с ЕНВД. Что это означает? Если вы согласно местным нормативным актам по своей деятельности должны перечислять в бюджет торговый сбор, то использовать вмененку в отношении этой деятельности вы не можете!

Перечень видов торговли, попадающих под торговый сбор, приведен в ст. 413 НК РФ. Окончательный список необходимо смотреть в местном нормативном акте. В целом, там окажется торговля через стационарную сеть с залом или без него, торговля через нестационарную сеть, реализация товаров с товарных складов.

В законе по г. Москва ставки по торговле со складов не приводятся – в отношении этой деятельности сбор платить не надо. По остальным видам торговли ставки установлены согласно территориальному распределению по административным округам города, отдельно выделена разносная / развозная торговля. При введении торгового сбора в вашем населенном пункте ознакомление с нормативным актом, утверждающим его порядок исчисления, обязательно! Многие нюансы прописываются непосредственно в местном нормативном акте.

Здесь же важно изучить информацию о льготных категориях налогоплательщиков. Что касается торгового сбора в Москве, то под льготы попала торговля через автоматы, ярмарки (специализированные, региональные, выходного дня), торговля через объект на розничном рынке и торговля разносного характера, осуществляемая в автономных / бюджетных / казенных учреждениях. По поводу розничных рынков следует сделать следующее уточнение: ИП, арендующий точку на таком рынке, сбор не платит, а компания, управляющая рынком, — платит.

Постановка на учет как плательщика сбора – обязательное требование! На это ИП и организациям дается 5 рабочих дней. В налоговую представляется заявление, в котором прописывается вид торговли и характеристика торгового объекта. Если в дальнейшем происходят какие-либо изменения, влияющие на размер сбора, вы в обязательном порядке также в течение 5 дней сообщаете об этом налоговикам.

Встать на учет надо в любом случае, даже если вы уже обращались в инспекцию по каким-либо другим основаниям: если стоите, то вам нужно повторно встать на учет именно как плательщик сбора.

В какую налоговую нести заявление?

Это зависит от факта наличия недвижимости, используемой в торговле:

• если такая недвижимость есть, то нужно идти в инспекцию по месту нахождения этого торгового объекта;

• если такой недвижимости нет, то обращайтесь в налоговую по месту нахождения / жительства.

Свидетельство о том, что вас поставили учет, должно быть выдано в течение стандартных пяти рабочих дней.

Кто платит торговый сбор? Инфографика, примеры, ответы на вопросы

Официально утвержденных документов пока нет, поэтому допускается составление заявления произвольного вида, но налоговики советуют использовать рекомендуемые бланки:

• ТС-1 – для ИП и юрлиц, встающих на учет;

• ТС-2 – для ИП и юрлиц, снимающихся с учета.

Порядок их заполнения можно посмотреть в Письме ФНС России № ГД-4-3/10036.

Если вы решаете прекратить ведение деятельности, по которой ранее у вас возникла обязанность уплачивать сбор, вам также необходимо уведомить налоговиков в течение 5 дней. С даты прекращения деятельности, которую вам необходимо указать при составлении заявления, вас снимут с учета как плательщика сбора.

Если вы не отнесете вовремя заявление или будете уклоняться от этой процедуры, то налоговики будут вынуждены поставить вас на учет в принудительном порядке. Введение торгового сбора предусматривает наличие специального органа, который будет контролировать тех, кто не состоит на учете как плательщик сбора. Во избежание проблем и привлечения к ответственности, рекомендуется вовремя подготовить необходимое заявление.

Для начала следует разобраться с объектом налогообложения в данной ситуации. По сути, объектом обложения сбором здесь является факт использования торгового объекта. Какой был у вас объем реализации в течение квартала, какие товары вы продавали – не важно. Не важно, даже если воспользовались вы этим объектом торговли пару раз за весь квартал. Расчет торгового сбора никаким образом не зависит от реального времени использования объекта торговли.

Сбор рассчитывается и платится по каждому торговому объекту. Для этого нужно знать вид торговли и характеристику (а также местонахождение) объекта. По этим параметрам в местном нормативном акте легко найти ставку сбора. Ставка может быть указана как за весь торговый объект, так и за квадратный метр площади. Во втором случае нужно будет произвести расчеты, умножив ставку на общую площадь помещения.

Сбор уплачивается раз в квартал, отчетного периода нет, никакую отчетность сдавать не надо. Основанием платежа в бюджет является свидетельство о постановке на учет.

Сумму сбора необходимо заплатить по реквизитам налоговой, где вы вставали на учет, строго до 25 числа месяца, идущего за облагаемым кварталом. За просрочку платежа налоговики могут начислить пени.

Оплата сбора осуществляется либо добровольно, либо в принудительном порядке — заплатить его все равно придется.

В первом случае вы сами встаете на учет, считаете и платите сбор. Вторая ситуация касается тех, кто на учет не встал – и налоговики сделали это принудительно. В этом случае налоговая сама считает величину сбора и присылает требование об уплате, на исполнение которого предпринимателю отводится 8 рабочих дней.

Торговый сбор разрешается вычесть из суммы налоговых обязательств перед бюджетом. Юрлица и ИП на общем режиме, когда будут считать налог на прибыль или НДФЛ соответственно, могут принять сумму сбора к вычету. Для налога на прибыль это можно сделать только в той части, которая идет в бюджет региона.

Для осуществления вычета требуется выполнение трех условий:

• сбор должен быть рассчитан и представлен в уведомлении о постановке на учет (при принудительной постановке на учет принять сумму сбора к вычету нельзя!);

• сбор требуется заплатить в бюджет до момента перечисления основного налога;

• юрлицо или ИП должны иметь достаточную для уменьшения сумму налога.

Если в квартале у вас получился убыток или сумма налога меньше сбора, который вы хотите принять к вычету, то торговый сбор можно перенести на следующий квартал. В течение года суммы сбора можно переносить, на следующий год – нельзя!

Для ИП и юрлиц на упрощенке действует несколько другой порядок. При УСН «доходы-расходы» сбор относится на расходы. При УСН «доходы» сумма сбора участвует в уменьшении налога вместе с взносами по страховым фондам.

В ситуации, когда ведется несколько видов деятельности, а сбор уплачивается только по одной, придется заниматься раздельным учетом доходов / расходов.

Принять сумму сбора к вычету можно будет только по отношению к части налога, относящейся к торговой деятельности. Для возможности принятия сбора к вычету ИП или юрлицо также должны быть поставлены на учет добровольно.


Пунктом 2 ст. 413 НК РФ в отношении торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, предусмотрена уплата торгового сбора, однако Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 ставка сбора для данного вида деятельности не установлена. Должна ли организация при наличии такого вида деятельности, как оптовая торговля товарами со склада, вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо проанализировать положения гл. 33 НК РФ и Закона г. Москвы N 62 (в соответствии с которым торговый сбор на территории г. Москвы установлен с 01.07.2015).
Торговый сбор предусматривается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения, в рассматриваемом случае — г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ), поскольку в налоговой системе РФ он отнесен к разряду местных сборов (см. ст. 15 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ при установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
Требованиям данной нормы корреспондируют положения п. п. 2 и 3 ст. 410 НК РФ о том, что, устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований и городов федерального значения определяют:
— ставку торгового сбора в пределах, предусмотренных НК РФ;
— льготы, основания и порядок их применения.
Таким образом, плательщики торгового сбора, объекты обложения, виды деятельности, в отношении которых устанавливается этот сбор, и т.д. определены на федеральном законодательном уровне.

Положения главы 33 НК РФ

Плательщики торгового сбора — это лица (организации и ИП), которые осуществляют определенную деятельность на территории муниципального образования (города федерального значения) с использованием движимого и недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ).
Объект обложения торговым сбором — это факт использования названного выше имущества (хотя бы один раз в квартал) в деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Важно, что направить уведомление в налоговый орган для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора организации (ИП) следует в течение пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 416 НК РФ). В свою очередь, такой датой считается дата начала использования соответствующего имущества в деятельности, в отношении которой установлен сбор.
Торговый сбор устанавливается в отношении определенных видов торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). Среди них названы (п.

ТОРГОВЫЙ СБОР. КОМУ ПЛАТИТЬ И СКОЛЬКО?

2 ст. 413 НК РФ):
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Под торговлей в целях применения гл. 33 НК РФ следует понимать вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
Ставка торгового сбора устанавливается в рублях за квартал (это период обложения сбором) в расчете на (п. 1 ст. 415 НК РФ):
— объект осуществления торговли. Важно, что для всех перечисленных в п. 2 ст. 413 НК РФ видов деятельности объектами осуществления торговли следует считать (пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ) здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговую точку, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
— площадь этого объекта.
Согласно п. 3 ст. 415 НК РФ ставка торгового сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала…
Из содержания данной нормы следует, что в отношении торговли со склада ставка сбора должна определяться из расчета площади, правда, какого помещения, неясно, возможно, помещения склада. Однако прямо об этом в НК РФ не сказано.

Положения Закона г. Москвы N 62

В соответствии с требованиями НК РФ мэром г. Москвы подписан Закон, определяющий на территории г. Москвы торговый сбор (ст. 1 Закона), его ставки (ст. 2 Закона) и льготы по торговому сбору (ст. 3 Закона).
При этом в ст. 2 Закона, где обобщены сведения о видах торговли, в отношении которых установлены торговый сбор и его ставки, такой вид торговли, как торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, отсутствует, а соответственно, и ставка сбора для данной деятельности не предусмотрена.
В то же время в числе льготных видов торговли (названы в ст. 3 Закона), в отношении которых сбор не уплачивается, торговля со склада не значится.
Напоминаем, что представительные органы муниципальных образований и городов федерального значения не наделены правом изменять перечень видов торговли, в отношении которых п. 2 ст. 413 НК РФ предусмотрен торговый сбор. Поэтому утверждать, что в отношении торговли со склада в г. Москве торговый сбор правомерно не установлен, поскольку Закон г. Москвы N 62 вообще не упоминает такой вид деятельности, некорректно.

Экспертное мнение

На основании приведенной выше информации можно заключить следующее.
Закон г. Москвы N 62 не соответствует требованиям п. 6 ст. 3 НК РФ о том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Очевидно, что в вопросе установления торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой в г. Москве путем отпуска товаров со склада, присутствует неопределенность. Данное обстоятельство влечет неопределенность в вопросах постановки на учет организаций (ИП), осуществляющих такой вид торговли, в качестве плательщиков торгового сбора, а также необходимость направления организациями (ИП) соответствующих уведомлений в адрес налоговых органов.
Учитывая содержание п. 7 ст. 3 НК РФ (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)), организация (ИП) вправе не уведомлять налоговый орган в предусмотренный срок о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, а обратиться за разъяснением норм гл. 33 НК РФ и Закона г. Москвы N 62 в налоговый орган по месту учета организации (ИП) в качестве налогоплательщика.
Конечно, предварительно необходимо оценить все существующие риски, связанные с непостановкой на учет в качестве плательщика сбора в установленные НК РФ сроки (они минимальны — пять дней с момента получения уведомления от потенциального плательщика сбора, см. п. 3 ст. 416 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@).
При оценке рисков нужно учесть несколько моментов.
Во-первых, гл. 33 НК РФ не содержит определения стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Определение таких сетей есть в гл. 26.3 (ЕНВД) и 26.5 (ПСНО) НК РФ. Так, к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.
Любопытно, что в Письме Минфина России от 14.03.2014 N 03-11-11/11224 выражено мнение о том, что предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров на складе по договорам розничной купли-продажи, может быть отнесена к розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. В более позднем Письме финансисты уточнили свою позицию: торговлей через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, может быть признана торговля со склада только в случае заключения договора и получения оплаты по договору в помещении склада (с использованием оборудованного торгового места) (см. Письмо от 29.05.2015 N 03-11-11/31226).
Допускаем, что данная логика может быть взята контролирующими органами на вооружение при определении плательщиков торгового сбора и в отношении оптовой торговли со складов. Не исключаем, что могут быть предприняты попытки поставить организацию (ИП) на учет по виду деятельности "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов". Со своей стороны напоминаем, что в силу п. 3 ст. 415 НК РФ ставка торгового сбора для торговли со склада должна быть установлена в расчете на 1 кв. м площади, тогда как Законом г. Москвы N 62 для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, ставка сбора определена в целом на объект осуществления торговли. Данное обстоятельство организация (ИП) может использовать как контраргумент при предложении встать на учет в качестве плательщика сбора по виду деятельности "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
Во-вторых, во исполнение требований п. 3 ст. 415 НК РФ для вида торговли "торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами" Законом г. Москвы N 62 предусмотрена ставка торгового сбора в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. Не исключаем, что в адрес организации могут поступить предложения зарегистрироваться в качестве плательщика сбора по данному виду торговли ввиду аналогичных подходов к определению ставки сбора для названного вида торговли и торговли со склада. Подобное предложение также не соответствует НК РФ и действительному положению вещей.
В защиту своей позиции, заключающейся в том, что лицо, осуществляющее торговлю со склада, должно быть поставлено на учет в качестве плательщика торгового сбора именно по данному виду деятельности, можно привести выдержки из Письма ФНС России от 10.06.2015 N ГД-4-3/10036@ "О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору" (вместе с Порядком заполнения рекомендуемых форм…). Этим Письмом утверждены соответствующие формы уведомлений, в частности форма ТС-1 "Уведомление о постановке на учет…". Согласно Порядку заполнения страницы "Информация об объекте обложения торговым сбором" формы ТС-1 в поле 1.2 "Код вида торговой деятельности" проставляется соответствующий код из Приложения 2 к Порядку заполнения рекомендуемых форм. Торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, присвоен отдельный код — 04. В поле 2.2 "Код объекта осуществления торговли" указывается код 08 (предусмотренный для объектов, отличных от магазина, павильона, розничного рынка, киоска, торговой палатки, торгового автомата, объекта развозной (разносной) торговли) в силу Приложения 3 к Порядку заполнения рекомендуемых форм.
Проставив соответствующие коды, организация (ИП) не сможет полностью заполнить форму ТС-1 в части ставки торгового сбора, его величины за квартал и т.д. Следовательно, потенциальный плательщик торгового сбора не может заполнить уведомление о постановке на учет и по техническим причинам тоже.
Все это является поводом обратиться в ФНС, а также в Департамент экономической политики и развития г. Москвы за соответствующими разъяснениями. Такое обращение будет свидетельствовать о том, что в ситуации неопределенности норм федерального и регионального законодательства в части введения торгового сбора организация (ИП) предприняла все зависящие от нее меры по установлению своей обязанности по уплате данного сбора. Это важно, поскольку п. 4 ст. 418 НК РФ содержит следующие положения: при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган… Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган… с приложением соответствующего акта. Акты, указанные в настоящем пункте, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если организации (ИП) все же придется обжаловать подобный акт, то переписка с налоговым органом и департаментом экономической политики может свидетельствовать о ее добросовестности и отсутствии вины в непостановке на учет плательщика торгового сбора.

* * *

Организация (ИП), осуществляющая на территории г. Москвы торговлю товарами путем их отпуска со склада, не должна вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора ввиду неопределенности норм федерального и регионального законодательства.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Кто платит торговый сбор


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *