Земельный налог

Земельный налог

Виды земель, подлежащие налогообложению

По общему правилу, плательщиками земельного налога являются организации (предприятия, учреждения, независимо от их организа­ционно-правовых форм и форм собственности, включая международ­ные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане Российской Федерации, иностранные гражда­не и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собствен­ность, владение, пользование на территории России. Из этого положе­ния следует, что собственники земли, за некоторыми исключениями, обязаны платить земельный налог.

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей доле­вой собственности на земельный участок), предоставленные юриди­ческим лицам и гражданам в собственность.

Такими объектами обложения земельным налогом признаются сле­дующие виды земельных участков, находящиеся в составе различных

категорий земель и предоставленные юридическим и физическим лицам:

земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фер­мерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производ­ства и подсобного сельского хозяйства;

земельные участки, предоставленные гражданам для ведения лич­ного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строитель­ства, индивидуального садоводства, огородничества и животновод­ства;

земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;

земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строитель­ства и иных целей;

земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, теле­видения, информатики и космического обеспечения, энергетики.

Применяется следующий принцип начисления земельного налога. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются зе­мельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, не­обходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объ­ектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в поль­зование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания стро­ения, которое находится в раздельном пользовании нескольких юри­дических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раз­дельном пользовании. Если земельные участки предназначены для об­служивания строения, находящегося в общей собственности несколь­ких юридических лиц или граждан, то земельный налог начисляется каждому из собственников соответственно их доле на эти строения. В случае, если земельные участки не используются или используются не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Льготы по взиманию платы за землю предоставлены различным категориям юридических и физических лиц, в том числе и тем, которые имеют в частной собственности земельные участки.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются, в частнос­ти, предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыс-

Глава 8. Правовое регулирование платы за земельные участки…

§ 2. Плательщики земельного налога. Виды земель, подлежащие налогообложению 313

лами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен­ных народов и этнических групп, а также народными художественны­ми промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»1 к народным художествен­ным промыслам относятся все виды производства художественных из­делий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного де­коративно-прикладного искусства; к изделиям народных художествен­ных промыслов относятся изделия признанного художественного до­стоинства, при изготовлении которых применяется ручной или меха­низированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особен­ности данного промысла. Предприятиями народных художественных промыслов признаются предприятия, в объеме промышленной про­дукции которых изделия народных художественных промыслов со­ставляют не менее 50%.

От обязанности уплаты земельного налога освобождены научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяй­ства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сель­скохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, не­посредственно используемые для научных, научно-эксперименталь­ных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.

К этой же группе лиц относятся учреждения искусства, кинемато­графии, образования, здравоохранения, детские оздоровительные уч­реждения независимо от источников финансирования, а также рели­гиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

Не платят земельный налог предприятия, учреждения, организа­ции, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

Освобождены от уплаты земельного налога участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательст-

1 СЗРФ. 1999. №2. Ст. 234.

вом распространены социальные гарантии и льготы участников Вели­кой Отечественной войны. К ним относятся: участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, шта­бах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан и некоторые другие категории лиц.

Льгота по освобождению от уплаты земельного налога распростра­няется на инвалидов I и II группы.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»1 (в ред. от 5 июля 1999 г.) земельным налогом не облагаются граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданско­го или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, вклю­чая ядерное оружие и космическую технику.

К этой группе относятся, в частности:

граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последст­вий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (включая III группу) из числа:

граждане (в том числе временно направленные или командирован­ные), участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дисло­кации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядо­вого состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне от­чуждения;

граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, по­страдавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от

1 ВВС РФ. 1992. № 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3460.

Глава 8. Правовое регулирование платы за земельные участки…

§ 2. Плательщики земельного налога. Виды земель, подлежащие налогообложению 315

времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

граждане (в том числе временно направленные или командирован­ные), участвовавшие в 1986—1987 гг. в работах по ликвидации послед­ствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на экс­плуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-техничес­кий составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986—1987 гг. службу в зоне отчуждения;

граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, при­званные на военные сборы и участвовавшие в 1988—1990 гг. в работах по объекту «Укрытие», и др.

В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»1 право на рассматриваемую льготу имеют также граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, вклю­ченные в перечень заболеваний, возникновение или обострение ко­торых обусловлены воздействием радиации, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов ра­диоактивных отходов в реку Теча, и ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации.

Федеральным законом от 19 августа 1995 г. № 149-ФЗ «О соци­альной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»2 рас­пространены отдельные льготы, предусмотренные Законом РФ «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, прожи­вавших в 1949—1963 гг. в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ

1 СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850.

2 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3428.

перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздей­ствию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По общему правилу, от уплаты земельного налога освобождаются граждане, получившие в периоды радиационного воздействия сум­марную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О распространении действия Закона РСФСР «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на граждан из подраз­делений особого риска»1 распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздейст­вию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Льгота, связанная с освобождением от уплаты налога, распростра­няется на учреждения культуры, физической культуры и спорта, туриз­ма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные соору­жения (за исключением деятельности не по профилю спортивных со­оружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от ис­точника финансирования.

К предприятиям, независимо от форм их собственности, освобож­даемым от уплаты земельного налога, относятся: морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, адми­нистрации морских и речных портов и ряд других.

От обязанности уплаты земельного налога освобождены военно­служащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здо­ровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной систе­мы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязан­ностей.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»2 к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреж­дений профессионального образования, сержанты и старшины, солда­ты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента

1 ВВС РФ. 1992. № 4. Ст. 138.

2 СЗРФ. 1998. №22. Ст. 2331.

Глава 8. Правовое регулирование платы за земельные участки…

§ 3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

РФ; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, по правовому положению приравниваются к офице­рам, проходящим военную службу по контракту, если иное не преду­смотрено федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации, и некоторые другие лица.

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Со­циалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» также осво­бождены от уплаты земельного налога.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хо­зяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Органам местного самоуправления предоставлено право устанав­ливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земель­ного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного само­управления.

Земельный налог. Налог на имущество физических лиц.

Земельный налог (Кратко):

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

– земельные участки, изъятые из оборота;

– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);

– земельные участки из состава земель лесного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:

– осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;

– осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки не могут превышать:

– 0,3 % в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.

Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Налог на имущество физических лиц (Кратко):

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Ставки налога на имущество физических лиц:

Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются категории граждан, названные в ст.

Действующие в РФ налоги и сборы

4 Закона о налогах на имущество физических лиц.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

Введение 3

1 Характеристика земельного налога. Объекты и субъекты. 5

2 Способы, сроки и порядок уплаты налога 10

3 Виды льгот по земельному налогу 12

4 Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога 14

Заключение 16

Введение

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:

  1. земельный налог;

  2. арендная плата;

  3. нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Рассмотрим земельный налог более подробно.

Земельный налог относится к числу местных налогов. Правила его взимания регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако НК РФ устанавливает лишь общие положения, обязательные к исполнению. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований не должны противоречить НК РФ.

В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

Ст.3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Таким образом, обуславливается: земельный налог является реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях. При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2001 г.» закрепил следующее распределение земельного налога между бюджетами разных уровней:

  1. 30 % в федеральный бюджет Российской Федерации;

  2. 20 % в бюджеты субъектов Российской Федерации;

  3. 50 % в бюджеты органов местного самоуправления.

Именно такой характеристикой – перераспределением между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита – обладают налоги, относящиеся к группе регулирующих, в т.ч. – земельный налог.

1 Характеристика земельного налога. Объекты и субъекты.

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить (ст. 17 НК РФ):

  1. обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика. Те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными элементами закона о налоге.

К ним относятся:

  1. налогоплательщик (субъект налога);

  2. объект налога;

  3. предмет налога;

  4. масштаб налога;

  5. метод учета налоговой базы;

  6. налоговый период;

  7. единица налогообложения;

  8. налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;

  9. порядок исчисления налога;

  10. отчетный период;

  11. сроки уплаты налога;

  12. способы и порядок уплаты налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России.

Организации – юридические лица, образованные в соответствие с законодательство Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, междуна­родные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нота­риусы, частные охранники, частные детективы. Физиче­ские лица, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпри­нимателей в нарушение требований гражданского законо­дательства Российской Федерации, при исполнении обя­занностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Филиалы и иные обособленные подразделения рос­сийских организаций исполняют обязанности этих органи­заций по уплате земельного налога по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в по­рядке, предусмотренном НК РФ.

Не являются плательщиками земельного налога ор­ганизации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г.

Какие налоги, в какой бюджет?

№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов ма­лого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты сово­купности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных нало­гов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Ст. 38 НК РФ определяет, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим ли­цам и гражданам в собственность, владение или пользо­вание.

Земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», подразделяются на 2 вида:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;

  2. земли несельскохозяйственного назначения.

При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.

В первую группу входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий 25 %, это положение не распространяется.

Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Такие предприятия, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

В данном случае объектом налога на землю являются земельные участки, предоставленные в собственность, т.е. право собственности на земельный участок, а не сама земля непосредственно (она – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае — собственность.

Ст. 53 НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, для земельного налога налоговой базой является площадь земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается НК РФ. При этом при исчислении налоговой базы земельного налога используется накопительный метод учета базы налогообложения (метод чистого дохода), т.к. в данном случае важен момент возникновения имущественных прав.

Для измерения предмета налогообложения необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога. В данном случае масштабом земельного налога является площадь земельного участка, облагаемая этим налогом и выражающаяся в гектарах или квадратных метрах.

Ст. 55 НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом для плательщиков земельного налога является календарный год, т.к. земельный налог взимается в расчете на год с об­лагаемой налогом земельной площади. При этом в облагаемую на­логом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объек­тов, технические и другие зоны,если они не предостав­лены в пользование другим юридическим лицам и граж­данам.

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налогообложения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га). Для других земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения – один квадратный метр (1 кв. м).

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Земельныйналог в Российской федерации и оценка эффективности его применения

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … Эволюция земельногоналога: развитие и реформирование земельных отношений 2. Социально-экономическая сущностьземельногоналога ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙНАЛОГ В … Налогового кодекса («Земельныйналог«), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Важно …

  2. Сущность ренты, ее виды и проблема земельногоналога

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    земельной ренты Абсолютная земельная рента……………………………………….. Дифференциальная земельная рента……………………………….. Глава 3. Проблемы современного земельногоналога 3.1 Понятие, сущность и функции земельногоналога………………. 3.2 Проблемы земельногоналога

  3. Понятие и сущностьналогов и налоговой системы

    Курсовая работа >> Финансы

    … ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ……………… 4 1.1 Сущностьналогов ………………………………………………………………5 1.2 Функции налогов……………………………………………………………….. 6 1.3 Элементы налога и налоговая терминология …………………………………7 1.4 Классификация налогов ……………………………………………………….11 2 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ …

  4. Налоги и налогообложение (16)

    Реферат >> Финансы

    … системы России 1. б; 2. в; 3. б; 4. в; 5. а. 1.2. Понятиеналогов и сборов 1.в; 2.а; 3.б. 1.3. Необходимость и особенности налогов 1.б; 2.в.

    1.4. Функции налогов 1.а. 1.5. Налоговая политика: понятие и сущность 1.б; 2. г. 1.6. Элементы налогообложения …

  5. Понятие и сущностьналогов

    Реферат >> Финансы

    1. Понятие и сущностьналоговНалоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные плате­жи, … лиц. Ресурсные платежи, включающие ресурсный налог и земельныйналог (плата за пользование землями городов …

Хочу больше похожих работ…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *