Земли населенных пунктов

Земли населенных пунктов

Территория и земли муниципального образования

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч.

В состав территории поселения входят земли

1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа — это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района — 40—50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации — муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км2.

Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км2, а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью — не менее 9 человек на км2.

Таким образом, по справедливому мнению авторов Комментария к Федеральному закону 2003 г., при формировании территорий муниципальных образований необходимо исходить из следующих приоритетов:

  • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
  • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
  • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

Земли городских и сельских поселений — это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном — в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли.

При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (…) местного самоуправления… Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований»3Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. С. 146..

8.1. Межселенная территория

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

(п.

Муниципальное право России

5 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

В основе особого правового статуса земли, выделяющего ее из числа других объектов недвижимости, лежат положения ч. 1 ст. 9 Конституции РФ о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:

1) исторически сложившиеся земли населенных пунктов;

2) прилегающие к ним земли общего пользования;

3) территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

4) рекреационные земли;

5) земли для развития поселения.

Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования, регламентируются Земельным кодексом РФ (ЗК РФ)

Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Городские и сельские поселения, их классификация.

Населенные места подразделяются следующим образом:

• городские, к которым относятся города и поселки городско­го типа, города-спутники (сателлиты), которые возникают вбли­зи крупных промышленных городов;

• сельские;

Основным признаком типа населенных мест служат числен­ность населения и связь его преобладающей части с определен­ными видами деятельности.

Города– это крупные населенные пункты, основная часть жи­телей которых занята в промышленности, науке, культуре, обслу­живании здравниц, управлении. Минимальная численность насе­ления городов составляет 12 тыс. чел. При этом лимитирова­на также доля населения несельскохозяйственного труда – от 85%.

Города-спутникирасполагаются вокруг больших и крупных го­родов на расстоянии 30-60 км от них. С их помощью разуплотня­ют густонаселенные города. Города-спутники рассчитаны на 60-80 тыс. чел. В них размещаются жилые районы и отдельные промышленные предприятия на 15-20 тыс. работающих. В горо­дах-спутниках могут также располагаться научные центры, выс­шие учебные заведения. Основным условием для их размещения должна быть хорошая транспортная связь с городом. Города-спут­ники созданы в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга, Кие­ва, Харькова, Куйбышева и других городов. В качестве научных центров построены Дубна, Обнинск. Отдельные отрасли промыш­ленности, связанные с научно-исследовательскими и учебными институтами, развиваются в Зеленограде, Жуковском под Моск­вой, в Академгородке под Новосибирском.

В других странах приняты иные классификации городов.

Мини­мальное число жителей города там составляет лишь несколько со­тен человек.

Города имеют ведущее значение среди всех мест расселения, так как они – центры развития культуры, промышленности, транс­порта. Города – наиболее экономичный вид расселения в отноше­нии капитальных затрат, эксплуатационных расходов по водопро­воду, канализации, энергоснабжению, дорогам и другим видам благоустройства.

Большинство современных городов – промышленные.

Они яв­ляются административными и культурными центрами районов, областей, краев, республик.

На территории страны открываются все новые естественные богатства, что ведет к возникновению в необжитых районах нового промышленного и транспортного строительства. Возникают новые населенные места и развиваются существующие города и поселки.

Поселки городского типа– населенные места от 0,5 тыс. до 12 тыс. жителей, преобладающая часть населения которых связана с промышлен­ным производством, транспортом или обслуживанием.

Сельские населенные местаимеют малую численность населе­ния, преобладающая часть которого занята в сфере сельского хозяйства.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

Их подразделяют на деревни и села. Деревня – это малое поселение, село — более крупное, которое является ад­министративным, производственным, сельскохозяйственным центром.

В ходе градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность их населения, научно-произ­водственная специализация указанных поселений, а также их зна­чение в системе расселения населения и административно-терри­ториального устройства Российской Федерации.

Поселения Российской Федерации делятся на городские (го­рода и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки).

В зависимости от численности населения различают следую­щие городские поселения:

• крупнейшие города (свыше 1 млн);

• крупные города (от 250 тыс. до 1 млн чел.);

• большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. чел.);

• средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. чел.);

• малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

(СНиП 2.07.01-89)

Сельские пункты в зависимости от численности населения подразделяют:

• на крупные поселения (свыше 5 тыс. чел.);

• большие поселения (от 1 тыс. до 5 тыс. чел.);

• средние поселения (от 200 до 1 тыс. чел.);

• малые поселения (менее 200 чел.).

(СНиП 2.07.01-89)

Города классифицируют по следующим признакам:

• численность населения;

• административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный центры);

• народнохозяйственное значение (промышленный центр, транспортный узел, курорт и др.);

• местные естественно-исторические особенности;

• характер застройки.

Для решения градостроительных задач важно знать все призна­ки в этой классификации. По численности населения классифи­кация городов приведена в градостроительном кодексе РФ. По­селки городского типа делят на следующие категории: большие – более 10 тыс. чел.; средние – от 5 тыс. до 10 тыс. чел.; малые – от 3 тыс. до 5 тыс. чел.

В мире насчитывается более 220 сверхкрупнейших и около 2000 больших городов. В России 12 крупнейших и сверхкрупнейших го­родов, а крупных – 59. В наше время особенно интенсивно растут именно такие города. Их развитие тесно связано с научно-техни­ческим и социальным прогрессом. Значительная роль в экономи­ческой, политической и культурной жизни принадлежит горо­дам-миллионерам.

За последние 20 лет в мире определилась тенденция увеличе­ния численности больших городов до невиданных размеров. За это время возникло 3/4 всех городов-миллионеров. Особенно быстро они появляются в странах с низким уровнем жизни сель­ского населения. За счет сельских жителей, стремящихся улуч­шить условия проживания, увеличились следующие города: Сан-Паулу в Бразилии – в три раза; Сантьяго в Чили – на 800 тыс.

чел., Каракас в Венесуэле – в пять раз. Некоторые города, хаотически, стихийно увеличиваясь, срастаются в целые агломера­ции – супергорода. Примером может служить гигантская агломе­рация, протянувшаяся на 250 км от Бостона до Филадельфии. Ее центр – Нью-Йорк, население которого вместе с пригородами составляет более 16 млн чел.

Первые города-миллионеры в нашей стране определились еще в конце XIX в. Это были Санкт-Петербург (по данным 1890 г. – 1 млн 38,6 тыс. жителей) и Москва (по данным 1897 г. – 1 млн 38,6 тыс. жителей). В середине XX в. третьим городом-милли­онером стал Киев.

Остальные признаки классификации характеризуют города по соотношению объемов разной этажности, степени озеленения, характеру благоустройства и т.д.

| следующая лекция ==>
  |  

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к ст. 85 ЗК).

Требование комментируемого пункта о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, перекликается с положением, закрепленным в п. 12 ч. 1 ст. 11 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, о том, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемый пункт вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако исходя из данной формулировки можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено). По нашему мнению, это весьма существенное упущение законодателя, фактически допускающее действие двух правовых режимов и, соответственно, двух различных целей использования в отношении одного и того же земельного участка. При введении данной редакции Закона следовало опустить слова «предоставленных гражданам или юридическим лицам».

О землях населенных пунктов

Базаркин Дмитрий, директор правового департамента группы компаний "Орион", советник международного фонда социальных и экономических реформ (фонд "Реформа").

Лобачева Екатерина, заместитель директора правового департамента группы компаний "Орион".

Земли населенных пунктов — одна из наиболее востребованных оборотом категорий земель. Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, касающиеся данной категории земли.

История вопроса

Правовой статус земель поселений закреплен в ст. 83 Земельного кодекса РФ.

С момента принятия Земельного кодекса РФ и до 1 января 2007 г. землями поселений признавались земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Термин "поселение" имеет очень широкое значение. В словаре русского языка С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. С. 565) слово "поселение" трактуется как "населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает". Под населенным пунктом Ожегов понимает "общее название мест с постоянными жителями", используемое, как правило, в официальных отношениях. Автор словаря считает, что понятие "поселение" шире, чем понятие "населенный пункт".

В российскую правовую систему понятие "поселение" введено Конституцией РФ, где в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, то есть поселения прямо названы субъектами местного самоуправления, хотя понятие поселения не определено.

Термин "поселение" уточняется в ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", где для целей этого Федерального закона установлены следующие основные понятия:

  • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • поселение — городское или сельское поселение.

Ни в Земельном, ни в Градостроительном кодексах РФ понятие "поселение" не раскрывалось, поэтому в правоприменительной практике сложилось два мнения:

  • в земельном и градостроительном законодательстве понятие "поселение" используется в значении "населенный пункт";
  • согласно формальному толкованию закона понятие "поселение" в земельном и градостроительном законодательстве может использоваться только в том значении, которое ему дано в другой отрасли права (законодательном акте), определяющей государственно-административное устройство страны.

В этой связи показательны ответы комитетов Госдумы на запросы органов законодательной власти субъектов РФ. Например, ответ на запрос Самарской губернской Думы о содержании понятий "поселение" и "административный центр":

"В указанных нормах понятие "поселение" соответствует нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Существует определенное различие в применении понятия "поселение" в законодательстве о местном самоуправлении и в земельном законодательстве. Использование определенного значения данного понятия зависит от конкретного содержания правовых норм, в которых оно применяется, что может быть установлено на основе комментариев к этим нормам и правоприменительной практики".

Из ответа на запрос органов власти Орловской области о введении ряда новых понятий, содержание которых точно не определено в ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ:

"Положения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в новой редакции (от 06.10.2003 N 131-ФЗ, далее — Федеральный закон) имеют содержание, тождественное нормам части 2 статьи 12 действующей редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 28.08.1995 N 154-ФЗ), в соответствии с которыми определены территории муниципальных образований, существующих на дату официального опубликования Федерального закона.

Указанные в положениях пункта 3 и 4 статьи 11 Федерального закона категории земель определяются Земельным, Лесным, Водным и Градостроительным кодексами, Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

При определении территорий вновь образованных муниципальных образований следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона вся территория субъекта Федерации должна быть разграничена между сельскими и городскими поселениями. Только в субъектах Федерации, имеющих низкую плотность населения, допускается наличие территорий, не включенных в состав территорий поселений.

Таким образом, на территории Орловской области условий для возникновения территорий, не входящих в состав территорий городских и сельских поселений (межселенных территорий), не имеется".

Подведем итог: оставался открытым вопрос о тождественности или нетождественности понятия "поселение", используемого в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в Земельном и Градостроительном кодексах РФ.

Межселенная территория

В ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен правовой статус территорий и границ территорий муниципальных образований. В частности, установлено:

  • территория субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
  • территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
  • размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
  • границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
  • территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
  • территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  • границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Данной нормой установлено понятие межселенной территории, к которой отнесены территории внутри муниципальных районов, не занятые поселениями, на территориях с низкой плотностью населения.

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Территория для дискуссий

Установив жесткую иерархию территорий муниципальных образований в субъекте РФ, Закон дал еще больше поводов для споров между юристами о значении, в котором употребляется в Земельном и Градостроительном кодексах РФ понятие "земли поселений".

Если под землями поселений понимаются не земли населенных пунктов, то получается, что в субъекте РФ не с низкой плотностью населения может наличествовать только одна категория земель — земли поселений. Оставшиеся шесть категорий по определению (ст. 83 Земельного кодекса РФ) не могут входить в состав земель поселений.

В то же время никто из юристов не мог однозначно заявить, что в Земельном и Градостроительном кодексах РФ понятие "земли поселений" употребляется в контексте земель населенных пунктов, так как официального разъяснения на этот счет не имелось.

Изменения в земельном законодательстве

Возникшие разногласия неблагоприятно влияли на рынок земли в Российской Федерации и развитие территорий. По этой причине Комитетом Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, возглавляемым М.Л. Шаккумом, был подготовлен законопроект, содержащий поправки к Земельному кодексу РФ, который был принят 18.12.2006.

Согласно указанному Закону дефиниция "земли поселений" меняется на дефиницию "земли населенных пунктов". При этом понятие "черта поселения" исключается из текста Закона. На смену ему законодатель вводит новую дефиницию "граница населенного пункта", вернее, заимствует ее из ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", тем самым убирая разногласие между законами.

Статья 83 Земельного кодекса РФ "Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов", где содержалось определение "земли поселений", в новой редакции выглядит следующим образом:

землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов;

границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В ст. 84 Земельного кодекса РФ законодатель попытался определить порядок установления или изменения границ населенных пунктов, изложив ее также в новой редакции. Правда, в этой статье законодательная техника хромает: статья "Порядок установления или изменения границ населенных пунктов" фактически не содержит этого порядка.

Таким образом, на смену понятия "земли поселений" пришло понятие "земли населенных пунктов", при этом законодатель забыл определить, что есть "населенный пункт". Различные их виды, поименованные в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", не позволяют вывести общую дефиницию для них.

Что можно признать населенным пунктом (поселение в тайге, состоящее из двух охотничьих сторожек; поселение из трех домов (хутор); садовое (дачное) товарищество, если его члены постоянно проживают в своих домах)? Как и кем устанавливается (присваивается) правовой статус населенного пункта поселению? Кто должен разрешить вопрос об установлении границ населенного пункта? Вопросы остались открытыми.

Ситуация с садовыми (дачными) товариществами особенно злободневна: за последнее время многие люди на территориях садовых товариществ построили себе постоянное капитальное жилье и проживают в нем.

Концептуальная коллизия категорий земель с "землями поселений", заложенная еще при разработке Земельного кодекса РФ, на основе которого впоследствии были разработаны и приняты многие другие федеральные законы, дает о себе знать и будет давать знать каждый раз до тех пор, пока понятие "земли поселений" не будет исключено из текста остальных законов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *